Путь на сайте

Казань музейная

 Музей естественной истории Татарстана, вне всякого сомнения, является самым передовым по техническому оснащению в республике и одним из самым передовых в России. Он относится к тому типу музеев, которые сейчас принято называть интерактивными. Действительно, выбор объектов, которые посетитель увидит в этом музее, зависит от самого посетителя. Но – будем рассказывать всё по порядку.

Один из главных залов музея – зал космоса. Именно здесь человек в специальный «телескоп» может увидеть планеты Солнечной системы, различные туманности. Здесь же выставлены обломки комет, упавших на территории Татарстана. Отдельные выставки посвящены казанским астрономам: И.А.Литтрову – основателю астрономической обсерватории при Казанском университете; И.М.Симонову – одному из первооткрывателей Антарктиды, основателю магнитной обсерватории в Казани, ректору университета; В.П.Энгельгардту - подарившему инструменты и оборудование Казанской астрономической обсерватории.

Большой интерес для детей вызывает стенд, наглядно демонстрирующий влияние массы планеты на гравитацию. На этом стенде видно, что человек, весящий на Земле 100 кг, на Луне будет весить лишь 15 кг, на Юпитере 260 кг, а на Солнце – 130 тыс. тонн.

Наиболее красивый в музее – зал минералов. Здесь собрано более сотни камней, встречающихся в Татарстане. Среди них есть драгоценные, полудрагоценные, поделочные, а также просто строительные. Малахит, яшма, горный хрусталь представлены как в ископаемом виде, так и в виде готовых изделий. Именно здесь посетитель может понять какой сложный путь проделывает камень от карьера, где его добывают до витрины магазина.

Геологический зал посвящён изучению внутреннего строения Земли, геологической истории нашей планеты. Один из главных экспонатов – таблица изменения вращения Земли в течении последних 540 млн. лет.

 

Из этого графика видно, что в ту далёкую эпоху год насчитывал 420-425 суток, тогда как сейчас – 365,25 суток. Уменьшение числа суток в году указывает на замедление вращения нашей планеты вокруг своей оси или на приближение её орбиты к Солнцу (в этом случае будет происходить убыстрение её движения). Какой из этих процессов действует – учёные ещё не знают, возможно, что действуют оба.

Ряд экспонатов рассказывают о породах архейской и протерозойской эр. Присутствует карта нефтяных месторождений Татарстана. Учитывая большое значение этого вида полезных ископаемых, даётся теория происхождения нефти.

Не каждый человек знает, что много миллионов лет назад, в позднепермский и триасский периоды на территории современной Татарии образовалось Казанское море. Море наступало с севера и просуществовало несколько десятков миллионов лет. За этот период образовались известняки и доломиты, которые ныне слагают правый берег Волги выше Казани.

Большой раздел музея посвящён происхождению и развитию биосферы, современным животным, а также людям. Очень редкий для музеев стенд рассказывает о видах движения животных. Некоторые из этих видов знает любой человек. Это: хождение, плавание, полёт и т.п. Но есть и достаточно редкие виды. Например, бурение почвы и брахиация (качание на руках). Первый способ используют кроты и черви, второй – некоторые виды обезьян и других животных.

Отдельная витрина показывает внешний вид современных людей. Здесь наглядно видна разница между славянскими и германскими народностями; японцами, китайцами и якутами; можно увидеть разницу между различными негроидными племенами.

Казанский геологический музей – ещё один интереснейший музей города. Он также является одним из старейших музеев России. Основан был Геологический музей одновременно с Казанским университетом в 1804 году. Фонды музея включают метеориты, минералы, редкие и благородные металлы, останки древних животных и растений.

Музей состоит из нескольких тематических залов. Зал истории Земли рассказывает о наиболее интересных обитателях древних морей и континентов. Посетители увидят скелеты древних рыб, зубные спирали первых акул, полные скелеты морских ящеров. Экспозиция зала минералогии является одной из наиболее полной в России. Здесь представлено почти всё разнообразие минералов Земли. Особый раздел зала – коллекция метеоритов, собранных из 40 стран мира.

В зале ледникового периода представлены скелеты мамонта, пещерного медведя и других животных. Большинство экспонатов найдены на территории Татарии. Ещё один за посвящён самому важному полезному ископаемому Татарии – нефти. Можно увидеть в каких горных породах содержится нефть, чем отличаются нефти и газовые конденсаты из различных регионов мира. Экспонаты рассказывают об истории открытия нефтяных месторождений республики.

В музее представлены самородные элементы, в том числе золото, платина, разновидности многих минералов. Даются пояснения по многим названиям. Так, название минерала турмалин происходит от turmal – этим словом называли первые прибывшие из Цейлона камни. Ряд названий связан с нашей страной: минерал чароит распространён только на территории России. Его название происходит от реки Чара, протекающей в Забайкалье.

Вообще, названия минералов – это отдельная тема. «Имена» даются минералам по самым разным признакам. Один из камней, представленных в музее, носит имя одного из президентов Российской академии наук графа С.С.Уварова – «уваровит»:

 

Другие камни именуются по способам образования. Таковы тектиты (от древнегреческого слова tektos – расплавленный). Они возникли в результате плавления земной породы от удара упавшего метеорита. К этой серии относятся и импактиты (от английского слова impact – столкновение, удар). Они также возникли в результате падения крупного метеорита.

Особый раздел музея посвящён псевдоморфозам. Под псевдоморфозами понимают чаще всего замещение одного минерала другим или замещение минералом биологического объекта. Наиболее известной метаморфозой является фалунский феномен. В XIII веке в Фалунских рудниках были обнаружены останки погибшего горянка, полностью заменённые пиритом. При этом данный экземпляр полностью сохранил внешние формы человека, но состоял не из биологического материала, а из камня – пирита. 

Музей истории татарского народа размещается на территории Кремля в Дворцовой церкви, которая находится рядом с башней Сююмбике. Также недалеко находятся руины Ханского дворца и усыпальница казанских ханов.

Музей раскрывает историю этногенеза и формирование татарской государственности. Хронология экспозиции превышает 2000 лет. Особую ценность музея представляет уникальная чешская монета Х века. Именно на основании её был сделан вывод о том, что этот волжский город насчитывает сейчас более двух тысяч лет истории. Многочисленные предметы являются доказательством высочайшей материальной культуры Казани эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Многочисленные карты, выставленные в музее, раскрывают историю татарского народа, его взаимоотношения с окружавшими их народами.

Такими экспонатами являются, в частности, светильники из Ханского дворца: подвесной и напольный:

  

После завоевания Московским государством Казанского ханства развернулась колонизаторская деятельность новых территорий. В этот край устремились русские помещики, представителями администрации становились русские люди. Делопроизводство и судопроизводство велось на русском языке, а необходимость перевода на язык местного народа облагалась крупными пошлинами. Хотя государственные налоги сохранялись на уровне ханского периода, местные власти придумывали свои сборы, которые зачастую были больше налогов.

Такая политика в совокупности составляла то, что называется колониальным гнётом. И если часть татарских феодалов перешла на службу новой власти, то татарские крестьяне в полной мере испытали его на своей шкуре. Поэтому практически с самого начала развернулись восстания покорённых, но не сломленных татар.

Самое первое восстание началось в 1552 году, в год покорения Казани. Оно распространилось по обоим берегам Волги и доходило до нижегородской и муромской земель. На стороне восставших выступили марийцы, мордва и черемисы, также испытывавшие национальный гнёт со стороны Московского государства. Но в целом оно носило не национальный, а классовый характер, поскольку главной движущей силой в нём играли русские крепостные крестьяне, которые имелись во всех землях и которые испытывали классовый гнёт со стороны помещиков. До 1557 года держались восставшие и только затем были полностью разбиты царской армией.

Восстание 1582 года было вызвано жестокостью царских чиновников и насильственным крещением мусульманских народов. Оно продолжалось более двух лет и завершилось лишь по смерти Ивана Грозного, когда бунт утих сам собой в надежде на то, что новый царь не будет насильно крестить мусульман.

Восстания продолжались и в XVII веке. Крупное башкиро-татарское восстание проходило в 1661-1665 годах. Движущей силой восстания были податные и тягловые люди. В определённой степени их поддерживали и национальные помещики, но последние периодически предпринимали попытки договориться с властями. Это восстание явилось прологом к последовавшей затем более мощной крестьянской войне под руководством Степана Разина. Однако сами татары были обескровлены пятилетней борьбой и в восстании Разина участия практически не принимали.

Зато татары приняли активное участие в следующей крестьянской войне, которую возглавлял Емельян Пугачёв. С этим именем Казань связана дважды. Накануне восстания, в 1773 году Пугачёв был арестован за агитацию казаков бежать на службу в Турцию и заключён в Чёрную тюрьму. Позднее он бежит из тюрьмы к яицким казакам и там разгорается самое мощное крестьянское восстание в истории России.

Через год армия Пугачёва подходит к Казани и штурмом берёт город. В этой войне активное участие принимали и татары, у которых был один и тот же враг, что и у русских крестьян и казаков. Этот враг – помещики.

Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция избавила татарский народ от классового угнетения со стороны помещиков и капиталистов. Важным экспонатом в истории народа является революционное красное знамя – знамя Автономной Татарской Советской Социалистической Республики:

  

Ещё сразу после Великого Октября одним из первых декретов Советская власть утвердила право наций на самоопределение. Татарский народ являлся одним из самых крупных в России, поэтому вопрос о придании ему статуса автономии возник практически сразу. Но помешала гражданская война и только после разгрома интервентов и белогвардейцев к нему вновь вернулись.

22 марта 1920 года Владимир Ильич Ленин встречался с лидерами татарского народа С.Г.Саид-Галеевым – председателем революционного комитета Татарии и Б.Х.Мансуровым – председателем Татарского Центрального Исполнительного Комитета. Спустя два месяца была провозглашена Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика.

Рядом с Кремлём находится ещё один музей – Национальный музей Татарии. Он был основан в 1894 году на базе коллекции казанского историка и археолога А.Ф.Лихачёва, которая насчитывала 40 тысяч предметов. Разместили музей в бывшем Гостином дворе на первом и втором этажах.

За сто с лишним лет историками и археологами Татарстана была проделана огромнейшая работа. Были найдены многочисленные образцы культуры прошедших эпох. Часть из них разместилась в данном музее. В настоящее время его коллекция насчитывает около 800 тысяч экспонатов. Наиболее обширными являются фонды нумизматики и письменных источников. Они насчитывают 110 и 130 тысяч единиц хранения. Но самым многочисленным является фонд археологии: в его состав входит почти 250 тысяч образцов прошлого.

Музей Татарии охватывает всю историю существования человечества на территории современной республики, начиная с палеолита. Он рассказывает о становлении и развитии человеческой цивилизации, о предках нынешних татар. Особое внимание уделено Волжским булгарам, эпохе Золотой Орды, периоду господства России.

Среди экспонатов музея орудия, приспособления, технологии прошедших эпох. Вот, например, с помощью таких запоров древние люди ловили рыбу.

 

По фотографии видно, что предшественники татар перегораживали реку частоколом и оставляли только узкий проход. Рыба устремлялась в этот проход и древним рыболовам оставалось только её бить острогой или хватать руками – там, где глубина реки была не слишком большой.

В первой половине и середине I тысячелетия до нашей эры на территории Казани получила распространения ананьинская культура. Её название связано с первым могильником, раскопанным близ Елабуги в 1858 году. Представители этой  находились на переходном этапе от присваивающего способа получения продуктов к производящему способу. Они занимались скотоводством, охотой, собирательством. По ряду признаков можно предположить, что они занимались и земледелием, но чётко это не прослеживается.

Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, ткачество, прядение, обработка кожи. Для ананьинской культуры характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом. На ананьинскую культуру оказали большое влияние культуры Кавказа. Установлено, что к кавказским традициям восходят приёмы обработки железа. С Кавказа также ананьинцы импортировали большое количество изделий.

Вот бронзовая секира – пример обработки металла ананьинского периода:

Для поселений ананьинцы старались выбирать возвышенные места. Они огораживали их забором, оставляя только относительно широкий проход, который на ночь и в случае опасности перекрывался воротами. Жили ананьинцы в полуземлянках, крытых соломой. Дома предназначались для проживания всем родом.

 

Представители ананьинской культуры были преимущественно ярко выраженными монголоидами, низкие ростом и плосколицые. Однако встречались среди них и европеоиды. По языку ананьинцы являлись скорее всего финно-уграми, но этот вопрос продолжает оставаться спорным. Позднее в северо-восточной части проживания ананьинцев стали формироваться пермяне – предки удмуртов и пермяков. В западной части – волжские финны.

Спустя тысячелетие, с V – VII веках нашей эры на землю современной Татарии приходит именьковская культура. Своё название она получила от первого наиболее полно раскопанного городища у села Именьково. По предположениям современных археологов, она явилась продолжением пшеворской, зарубинецкой и черняховской культур.

Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением плугов с железными наконечниками – ральниками. Племена засевали пшеницу, рожь, овёс, просо, ячмень, горох. Уборка урожая велась серпами и косами-горбушами. Именьковцы также занимались выращиванием скота. Кроме этого, они выплавляли железо в сыродутных горнах, а также медь, бронзу. Производство железных изделий было достаточно сложным. Эти племена использовали приёмы многослойной кузнечной сварки, наварки стального изделия на железную основу с последующей термообработкой.

Жили именьковцы в деревянных домах, которые представляли собой каркас из бревенчатой обвязки врытых в землю столбов. Фундамент, таким образом, ещё отсутствовал, но крыша уже была почти современной. Её основу составляли стропила с горизонтальными лагами и конёк, уложенный на два бревна. Поверху настилались камыши.

 

Погребальный обряд населения характеризуется сжиганием умерших в полном одеянии на стороне, помещением остатков кремации в небольшие ямы, наличием в погребениях глиняных сосудов. Судя по остаткам, жженные кости из погребальных костров, а также вещи, побывавшие в огне, выбирались и ссыпались в могильную яму. На некоторых могильниках отмечены и случаи погребения с трупоположением, что говорит о контактах с населением других культур.

После прихода в VII веке в Среднее Поволжье булгар памятники именьковцев исчезают. Предполагается, что часть именьковцев ассимилировалась в пришельцами, а часть ушла на запад, войдя в состав волынцевской культуры.

Одним из наиболее значительных экспонатов Средневековья можно считать карту знаменитого арабского географа Ал-Идриси (1100-1165). В 1154 году по заказу короля Сицилии Рожера II он создал географический трактат, состоящий из карт и пояснительных записок. В этом трактате Ал-Идриси впервые для Западной Европы заявил о шарообразной форме Земли.

 

В музее представлены различные артефакты, карты, макеты относящиеся к периоду Золотой Орды и Казанского ханства. В эпоху расцвета последнее занимало обширные земли. На востоке его границы проходили по реке Белой, на западе – по Суре, на севере доходили до верхнего течения реки Вятка, а на юге ханство простиралось до Жигулёвских гор. Ханство было многонациональным: в его «семью» входили марийцы, мордва, удмурты, ногаи. Традиционным занятием жителей было сельское хозяйство – земледелие и скотоводство. Жители северных территорий специализировались на добыче пушного зверя.

Экспонатами музея являются реконструкции вооружения русского воина периода покорения Казанского ханства:

Первые два похода на Казань в 1547-1548 и 1549-1550 годах показали низкую боеспособность дворянского ополчения, являвшегося главной боевой силой русского государства. С целью укрепления армии Иван Грозный создаёт стрелецкое войско – регулярную армию, главной задачей которого и является военное дело, а также боевая подготовка. На снимке представлено вооружение стрельца периода третьего казанского похода, завершившегося взятием Казани.

В состав обмундирования стрельца того периода входили: стёганый доспех «тегиляй», шлем «ерихонка», пищаль фитильная, бердыш, а также ёмкости для пороховых зарядов. Таким образом, стрелец был вооружён как холодным, так и огнестрельным оружием, что давало ему возможность вести бой с противником и на дальних дистанциях. Недостатком было отсутствие металлического защитного снаряжения, поэтому в ближнем бою стрельцы иногда не могли проявлять достаточной стойкости.

Несмотря на низкие боевые свойства ручного огнестрельного оружия, оно уже прочно занимало своё место в русском войске, что в целом обеспечивало его превосходство над восточными противниками.

 

Вооружение казанского воина соответствовало эпохе раннего Средневековья. Основным вооружением являлись сабля и лук с колчаном, а также шестопёр (ударно-дробящий вид вооружения). Защитное обмундирование состояло из кольчато-пластинчатого доспеха «юшман», шлема «мисюрка», стёганого поддоспешника. Такое вооружение давало казанскому воину преимущество перед русским противником в ближнем бою, а в дальнем бою давало возможность вести борьбу на равных (учитывая низкие тактико-технические свойства ручного огнестрельного оружия того периода).

К наиболее ценным экспонатам относится выставка «Золотая кладовая», рассказывающая о ювелирных украшениях периода Казанского ханства и периода вхождения Татарии в состав Русского государства. Искусство татарских ювелиров в это время достигло больших успехов. На фотографиях представлены украшения для кос и перевязь с оберегом.

        

 

   

Женщины и девушки заплетали волосы в две косы. Косы украшались чулпами - подвесками, кистями. Чулпы оттягивали волосы и, по мнению татарок, способствовали их росту.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, весом до 6 килограммов. Это были изделия из различных драгоценных и поделочных материалов: золота, серебра, бирюзы, яшмы, янтаря. Только казанские ювелиры могли изготавливать бугорчатую скань. В народе говорили, что из-за звона, производимого украшениями, услышать женщину можно было скорее, чем увидеть.

Изначально украшения возникли в форме оберега, но впоследствии приняли утилитарное значение.

Значительная часть экспозиции музея рассказывает о жизни волжских татар в составе России.

В 1767 году императрица Екатерина II решила сделать ознакомительную поездку по российской территории. В числе прочих она посетила и ряд городов Поволжья. На галере «Тверь», макет которой представлен в музее, она прибыла в Казань.

 

По городу императрица ездила в специально изготовленной карете, которая была сделана по самой передовой на тот момент технологии и была украшена с исключительно царской роскошью. Возок украшают золочёные рельефы в виде цветочных розеток и золочёных гирлянд. На стенках и дверцах даны изображения античных богов – Зевса, Нептуна, Венеры.  Переднюю и заднюю стенки возка украшают изображения ладьи и колесницы Нептуна. Двухместный возок подвешен на кожаных ремнях-рессорах. Передние колёса украшены позолочённой резьбой по втулке. Задние колёса имели диаметр 180 км.

   

Часть экспозиции музея посвящена известному поэту Гавриилу Романовичу Державину. Предки Державина происходили из татар. Сам поэт родился недалеко от Казани, в Лаишевском районе. Гавриил с детства слышал татарскую речь, общался с татарами. В ряде стихотворных произведений он обыгрывал образ своего далёкого предка, который в период распада Золотой Орды перешёл под власть Московского государства.

Гавриил Романович очень интересовался фольклором и письменным наследием татар. Он записывал татарские песни любовного содержания и осуществлял их перевод на русский язык.

Отечественная война 1812 года затронула не только западные русские губернии, но и практически всю страну. Уже спустя месяц после вступления Наполеона на российскую территорию в Казанской губернии начинает создаваться народное ополчение. После дискуссии было принято решение записывать в ополчение по 1 рекруту с 25 душ крестьян, что в целом создавало 3280 воинов, в том числе 280 конных.

Не остались в стороне и студенты Казанского университета и Духовной академии, а также ряда других образовательных учреждений. Записавшиеся в ополчение обучались ружейным и артиллерийским приёмам, тренировались в походе на марше, овладевали медицинскими знаниями.

Широкую известность в губернии получил патриотический порыв простой татарки Нигабидуллиной. Она обратилась в городскую ратушу с просьбой взять в ополчение своего младшего сына, который был ещё мал, но горел желанием наравне со старшим сразиться с неприятелем.

Благодаря энтузиазму всех слоёв населения ополчение Казанской губернии было снабжено и обмундировано за счёт средств местного населения.

Ополчение не успело принять участие в разгроме французской армии в России, но оно активно участвовало в Заграничном походе русской армии; участвовало в осаде Дрездена и разгроме французов, пытавшихся вырваться из города.

В музее выставлены многие экспонаты, представляющие культурный и художественный интерес.

Вот интерьер гостиной в дворянском доме Казанской губернии начала XIX века:

 

А вот декоративный столик того же периода:

 

Это – керосиновая лампа конца XIX века:

 

Большое значение для понимания роли Татарии в судьбе нашей великой Родины имеет выставка, посвящённая участию республики в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Так же, как и весь советский народ, жители Татарии жили под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» Именно сюда, в глубокий тыл нашей страны были эвакуированы многочисленные предприятия. Они наладили здесь выпуск военной продукции. Сюда же были эвакуированы десятки тысяч людей, которые работали на этих предприятиях.

Республика поставляла Советской Армии самолёты и торпедные катера, оружие и боеприпасы, одежду и обувь, приборы и инструменты – всего более 600 наименований продукции. Татария ежедневно одевала полк и обувала целую дивизию. Всего же за годы войны в Татарии было произведено одежды и обуви столько, что хватило бы на трёхмиллионную армию. Здесь размещался единственный в стране кетгутный завод, поставлявший для фронтовых и тыловых госпиталей хирургические нити. Без всякого преувеличения можно сказать, что республика спасла жизни миллионам раненых защитников Советской Родины.

Казань может гордиться тем, что здесь имеется один из немногих в нашей стране Музей социалистического быта. Это уникальное место, где каждый посетитель среднего или старшего возраста может вспомнить ещё недалёкую, но уже ушедшую в прошлое эпоху. Интересен этот музей и для молодёжи. Вещи помогают воссоздать обстановку, в которой жили их родители.

В музее широко представлены различные предметы детского быта: одежда, игрушки, книги, учебные пособия. Вот игрушки для маленьких детей и для детей постарше:

  

Одним из первых декретов Советской власти был Декрет о ликвидации безграмотности. Он был принят в 1919 году. Советская власть явилась первым в мировой истории органом государственного управления, который решил полностью ликвидировать неграмотность в стране.

В царской России грамотность была уделом незначительного количества людей. Далеко не все дети посещали церковно-приходские школы (низшая образовательная форма). Ещё меньше детей обучалось в гимназиях. А высшее образования, являясь платным, било доступно лишь избранным. В 1897 году количество грамотных составляло (в процентах): Европейская Россия – 30; Привисленские губернии – 41; Кавказ – 17; Сибирь – 16; Средняя Азия – 6. Таким образом, в среднем по России, к началу ХХ века лишь каждый третий человек умел читать и писать.

Выполняя требования Декрета о ликвидации безграмотности, Совнарком в 1920 году создаёт Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез). По всей стране развернулось создание курсов ликбеза, подготовки учителей, выпуска учебной литературы. Создавались буквари для взрослых, для рабочих. Государство направило на деятельность комиссии огромные денежные средства. Материальную помощь оказывали писатели, учёные.

Предпринимались меры организационного характера. Для тех, кто обучался грамотности, рабочий день сокращался на два часа. Органам народного просвещения разрешалось использовать для занятий народные дома, клубы, церкви, подходящие помещения на предприятиях.

В результате принятых мер количество неграмотных сокращалось быстрыми темпами. Перепись 1939 года показала, что в СССР грамотными стало 90% взрослого населения.

 

Одновременно встал вопрос и об упрощении письменности татарского народа. До Великой Октябрьской социалистической революции татары пользовались арабской письменностью. К XIX веку выявились все неудобства при изучении татарского языка русскоязычными жителями Казанской губернии, а также неудобство и для самих татар, поскольку при изучении русского языка требовалось изучать дополнительно кириллицу. Ещё до революции ставился вопрос о переходе на латиницу или кириллицу.

Практически к этому вопросу стали переходить во второй половине 20-х годов. Было разработано несколько видов алфавита для татар. В 1927 году татары перешли на латиницу, приспособленную для них, а с 1939 года и по настоящее время они пользуются кириллицей.

 

Уже в первые годы после окончания гражданской войны стало внедряться в массовое сознание санитарное и гигиеническое образования. Навыки чистоты и опрятности начинали прививать с детского возраста. Даже в годы Великой Отечественной войны выпускались плакаты и листовки, требовавшие соблюдения опрятности.

 

Для современных людей это всё кажется настолько естественным, что мы недоумеваем: неужели гигиену требовалось пропагандировать? Тем не менее, это было именно так. В царский период санитария была доступна только имущим классам. Рабочие, крестьяне жили в антисанитарных условиях, мылись в бане порой одни раз в месяц, а то и реже, руки перед едой не мыли вообще. Не случайно при царизме периодически вспыхивали эпидемии, а каждый третий ребёнок в возрасте до 5 лет умирал от заразных заболеваний.

Большое внимание в советский период уделялось наглядной агитации, рассказывающей о экономическом, социальном и культурном росте уровня жизни в стране. Такие плакаты, транспаранты, картинки вывешивались во многих местах. Они были многочисленными и отражали практически все сферы жизни, в которых у советского народа было преимущество по сравнению с капиталистическими странами или царским периодом. Вот один из плакатов, показывающий почти десятикратный рост железнодорожных перевозок, техническое переоснащение транспорта:

 

Многие предметы, выставленные в музее, совершенно неизвестны современным детям и подросткам. Но их отлично помнят люди старшего возраста. Вот, например, эта коробочка:

 

Мало кто из современной молодёжи может сказать что это такое. Но люди постарше сходу отгадывают: «Это зубной порошок». Да, тогда было и такое, ныне забытое средство для чистки зубов.

Вот ещё одна, ныне забытая вещь. Когда мы едем по нашим российским дорогам, мы эту вещь очень часто вспоминаем. Говорим часто про дорогу: «Как стиральная доска». Вряд ли кто из молодого поколения видел эту самую доску. Но выглядела она вот так:

 

А некоторые вещи кардинально поменяли свой смысл. В те годы слово «Алсу» обозначало туалетное мыло, а не эстрадную певицу:

Sape