Путь на сайте

Их имена прославили Казань

Имя известного представителя тюркской литературы выдающегося средневекового поэта Кул Гали непосредственно с Казанью не связано. Однако он родился на этой земле, жил и творил в те времена, когда Казань была небольшим городком Волжской Булгарии, а столицей был город Булгар.

Его настоящее имя  Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа. Известно, что он родился в 1183 году, но биография его неполна и противоречива. Он получил образование в Хорезме. Долгое время путешествовал по городам Востока, побывал в Герате, Сирии, Иерусалиме, Мекке. Его считают родоначальником древнетатарской и древнебашкирской литературы. Также его произведения хорошо известны тюркским народам Сибири, Кавказа, Урала и Поволжья.

Наиболее известным его произведением считается «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание о Юсуфе»). Она была написана в 1233 году по сюжетам о Юсуфе из корана.  Поэма посвящена борьбе против шайтана, за человеческое счастье. В отличие от вычурных хвастливых дворцовых виршей, поэма Кул Гали повествовала о любви простых людей, происходящих из низов общества. Главный герой дошёл до вершин власти, опираясь на доброту, благородство, честность. Это произведение сыграло большую роль в становлении культуры тюркских народов.

Предполагается, что Кул Гали погиб в 1236 году во время штурма города Биляр татаро-монгольскими захватчиками. Нетрудно представить, что выдающийся поэт был одним из идейных вдохновителей обороны города от вражеской орды. Однако существует версия, что поэт спасся и погиб позднее, в 1241 году.

Памятник Кул Гали установлен в парке Тысячелетия.

 

 Бесспорно, самым известным татарским деятелем не только среди татар, но и русских, и других народов бывшего Советского Союза является татарский поэт герой-антифашист Муса Джалиль. Он вошёл в историю наравне с Юлиусом Фучиком, Георгием Димитровым как несгибаемый борец против фашизма.

 

Настоящее имя поэта – Муса Мустафович Залилов. Он родился в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской губернии. До Великой Октябрьской социалистической революции обучался в Оренбургском медресе, где изучал теологию, литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в Красную Армию, участвовал в гражданской войне. В 1931 году окончил литературный факультет Московского государственного университета. В дальнейшем был редактором татарской газеты «Коммунист», татарских детских журналов. В 1934 году выходят два его сборника «Орденоносные миллионы» на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы». В 1940-1941 году Муса Джалиль жил в Казани по адресу: ул. Максима Горького, д.17, кв.28. Сейчас там находится музей-квартира.

В 1941 году был призван в Красную Армию; воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск Муса Джалиль был тяжело ранен и попал в плен. Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». Среди легионеров Муса организовал подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшийся Н. С. Бушмановым.

В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, предпринял малоудачную попытку поднять восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (ок. 500-600 чел.) покинула расположение части и присоединились к белорусским партизанам. Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

В 1956 году Муса Джалиль был удостоен звания Герой Советского Союза, в следующем году за цикл стихов, написанных в концлагере «Моабитская тетрадь» ему была присуждена Ленинская премия.

Настоящий памятник установлен в 1966 году по проекту скульптора В.Е.Цигаля и архитектора Л.Г.Голубовского. Ранее, в 1894-1918 годах на этом месте находился памятник Александру II, а в межвоенный период – памятник И.В.Сталину.

Величайший русский поэт, основатель современного русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин связан с Казанью написанием произведением, посвящённым восстанию Емельяна Пугачёва. Крестьянские восстания Степана Разина  и Емельяна Пугачева импонировали ему свободолюбивым характером.

В Казань он прибыл в 1833 году, в ночь с 5 на 6 сентября. Перед ним стояла задача встретиться со стариками-очевидцами, которые помнили штурм Казани пугачёвцами, а также побывать на местах развернувшихся боёв.

Здесь Пушкин встречался с суконщиком В.П.Бабиным, слышавшим от своих родителей рассказ о боях между восставшими и правительственными войсками. Эта встреча оказалась очень полезной для поэта. 7 глава «Истории Пугачёвского бунта» почти наполовину состоит из воспоминаний В.П.Бабина. Он рассказал о сочувственном отношении рабочих суконной фабрики к Пугачёву, о штурме Казани, о жестокой расправе карателей с восставшими после их поражения и о многом другом.

Прекрасный знаток местного края профессор Казанского университета К.Ф.Фукс показал Пушкину место расположения лагеря Пугачёва. Кроме этого, Фукс рассказал всё, что знал, о восстании Пугачёва.

Пробыл в Казани А.С.Пушкин всего двое суток с небольшим.

К 100-летию со дня рождения поэта был установлен памятник. Сейчас он находится у здания Казанского театра оперы и балета.

 

Свой след в истории Казани оставил выдающийся русский писатель, автор многих хорошо знакомых каждому гражданину нашей Родины произведений, Лев Николаевич Толстой.

 

Тринадцатилетний Лёва переехал в Казань вместе со своими братьями и сестрой после смерти родителей. Опекуном детей стала их тётка – казанская помещица Пелагея Ильинична Юшкова. Казань была хорошо знакома для семейства Толстых: прадед и дед Льва являлись, соответственно, воеводой и губернатором. В 1844 году Лев поступает в Казанский университет по специальности восточная словесность, но вскоре переходит на юридический факультет. Именно к этому периоду относится самый первый портрет будущего известного писателя.

В этот период Толстой получает первые жизненные уроки, здесь у него формируются ростки презрения к праздности дворянского общества, которое он осуждает в своих произведения. Именно в Казани Лев приобщается к культурной жизни общества. Он активно читает произведения Пушкина, Гоголя, Руссо, Монтескье, посещает концерты и спектакли. Таким образом, в этом городе формируются у Толстого культурные и эстетические интересы.

Одним из главных событий этого периода явилось участие в «вечере живых картин» 19 апреля 1846 года, проводимого в Казанском университете. Афишу того вечера Толстой бережно хранил всю свою жизнь.

В следующем году Лев Николаевич получает в наследство имение Ясная Поляна и покидает Казань. Но казанский период находит отражение в его произведениях. Это рассказы «После бала», «Утро помещика» и, конечно же, автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

С Казанью связано имя и выдающегося русского оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Здесь он родился в феврале 1873 года в бедной семье. В этом городе прошло его детство, здесь он был певчим в церковном хоре, состоялось его первое выступление в опере. И в дальнейшем Шаляпин не порывал связей с городом и неоднократно приезжал сюда с гастролями.

Памятник известному певцу был открыт в 1986 (по другим данным в 1999) году недалеко от Богоявленской церкви, где его крестили.

 

Имя этого человека знают все, без исключения, граждане нашей страны. Его имя знает даже большинство политически грамотных людей в других странах. Было время, когда его имя являлось символом свободной, радостной и счастливой жизни. Его именем называли города, горы и звёзды. Ему установили сотни, а то и тысячи памятников по всей стране.

Но думал ли молодой Володя Ульянов о такой славе, когда осенью 1887 года приехал из Симбирска поступать в Казанский университет? Скорее всего, нет. Хотя уже в 17-летнем возрасте он отлично понимал несправедливость современного ему строя. Именно в стенах университета Ульянов получает своё революционное крещение. Он участвует в студенческих волнениях, а в декабре 1887 года арестовывается, исключается из университета и высылается под надзор полиции в деревню Кокушкино.

 

Памятник молодому студенту Володе Ульянову был установлен в 1954 году по проекту скульптора В.Е.Цигаля и архитектора В.В.Калинина. Памятник изображает будущего вождя в непринуждённой позе со слегка откинутой назад головой, в накинутой на плечо, развивающейся на ветру тужурке, что рождает образ решительной целеустремлённости вперёд. В правой руке он держит книгу – это символизирует вдумчивость и начитанность.

А на площади Свободы установлен другой памятник В.И.Ленину – величественный монумент, до сих пор играющий важную роль в городской жизни. На постаменте в барельефе изображена знаменитая студенческая сходка, с которой началась революционная деятельность Ильича.

 

Реализовывать политические идеи будущего вождя мирового пролетариата на казанской земле стал видный татарский революционный деятель Мулланур Муллазянович Вахитов.

Мулланур родился в 1885 году в семье торговца. В 1899 году он поступил в Казанское реальное училище, где действовала социал-демократическая группа. Он изучал марксистскую литературу и участвовал в революции 1905-1906 годов. В 1907 году переехал в Петербург и поступил в Политехнический институт. Чуть позже проявил себя как публицист и поэт. Организовал литературный кружок из студентов-мусульман. В «Мусульманской газете» писал об угнетённых народах Востока.

Во время Февральской революции 1917 года находился в Казани. Выступал против попыток мусульманских националистов создать буржуазный орган власти. В противовес ему вместе с русскими социал-демократами организовал Мусульманский социалистический комитет. Руководил выпуском газеты «Кызыл байрак» («Красное знамя»), в которой требовал передачи власти Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, передачи всей земли крестьянам, а фабрик и заводов в руки рабочих, а также прекращения мировой войны.

Фактически эти требования являлись программой большевиков на момент Великой Октябрьской социалистической революции. Поэтому не удивительно, что Вахитов всецело принял участие в утверждении Советской власти на татарской земле. 24-25 октября участвовал в вооружённой борьбе против буржуазно-помещичьих сил. На губернском крестьянском съезде в декабре он заявил: «Народ в великие Октябрьские дни сверг врагов народа и призвал к власти Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Учредительное собрание должно только закрепить народные завоевания. Не было в истории примера, что Учредительное собрание шло дальше революционного народа».

17 января 1918 года Вахитов возглавил Комиссариат по делам мусульман Внутренней России. В период разворачивания гражданской войны он вернулся в Казань и приступил к организации отпора белогвардейцам и белочехам. Участвовал в формировании мусульманских частей Красной Армии. После взятия Казани белогвардейцами 7 августа Мулланур Вахитов был расстрелян.

   

Прогрессивные революционные преобразования воспевал другой видный поэт Татарии Габдулла Мухаметгарифович Тукаев, больше известный под псевдонимом Габдулла Тукай.

Габдулла родился в 1886 году в семье муллы, которая проживала в деревне Казанской губернии. Он рано лишился отца, а затем и матери. Став сиротой, он не видел ни ухода, ни заботы, терпел одни обиды. Позднее он писал: «…некому было утешить, норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть-попить — некому пожалеть — все толкали да обижали меня...» Через некоторое время оказывается в Уральске в прогрессивно настроенной семье Тухватуллиных. Он посещает медресе, изучает арабский, персидский и русский языки. Среди воспитанников был серьёзный интерес к литературе, искусству. Его первые литературные опыты относятся к 1904 году. Помимо собственных сочинений, он переводит на татарский язык произведения А.С.Пушкина, басни Крылова.  

Габдулла становится активным участником первой русской революции. Он участвует в демонстрациях, выступает в различных изданиях с критикой самодержавия, со стремлениями к свободе, с борьбой с национальным и классовым угнетением. В этот период он писал: «Пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами». На поражение революции в 1907 году он отвечает стихотворением «Не уйдём!», в котором призывает стоять до конца за честь Родины и демократию.

Вскоре он переезжает в Казань. Многие свои произведения Габдулла Тукай посвящает борцам за народное дело. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», он трезво смотрел на социальные контрасты сельской жизни («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнёт»). В то же время он развивает и детскую литературу. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил тринадцать книг для детей школьного возраста, четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более тридцати книг.

Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла много сил и энергии у поэта. В 1912 году Тукай ещё молодой, но уже будучи тяжело больным человеком, совершает далёкую поездку в Петербург, в ходе которойзнакомится с видными татарскими литературными и революционными деятелями М.Гафури и Муллануром Вахитовым.

Габдулла Тукай умер в 1913 году. Казанские русскоязычные газеты, отдавая дань творчеству великого поэта, писали: «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта». Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

 

Имя известнейшего революционного писателя России Максима Горького неразрывно связано со многими городами нашей Родины. Он часто ездил по стране, бывал во многих регионах. Однако среди всех населённых пунктов, где проживал или был по делам великий поэт, Казань стоит особняком.

Сюда он приехал в 1884 году, ещё будучи никому не известным подростком Алексеем Максимовичем Пешковым. Он хотел поступить в университет, но мечте не удалось свершиться. Он стал работать грузчиком, пильщиком, садовником, пекарем. Тяжёлая жизнь способствовала формированию революционного мировоззрения. Алексей стал активно сотрудничать с членами кружка «Народная воля» и решил посвятить себя борьбе с самодержавием. Именно в Казани Алексей знакомится с марксистской литературой. С воодушевлением изучает «Манифест Коммунистической партии», 1 том «Капитала» и, хоть и не сразу, но встаёт на позиции марксизма.

Здесь же он начинает вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян. Хорошо зная условия жизни рядовых производителей материальных благ, понимая запросы и нужды людей труда, будущий известный писатель завоёвывает популярность среди слушателей. Многие революционеры Поволжья, активные участники первой русской революции вступили на путь борьбы за лучшее будущее после общения с Максимом Горьким.

Именно Казани принадлежит главный этап в формировании политической и художественной позиции писателя. Именно этому городу Максим Горький уделил особое внимание в автобиографическом романе «Мои университеты».

В Казани родились сюжеты множества его литературных произведений. Побывав на самом дне общества, он описал его в своих рассказах: «Бывшие люди», «Хозяин», «Двадцать шесть и одна», «Коновалов».

Заслугой Максима Горького явилась и пропаганда татарской литературы. В 1909 году он рекомендовал перевести на русский язык произведения поэта Габдуллы Тукая. Чуть позднее он участвовал в организации издания на русском языке «Татарского литературного сборника». Даже став величайшим революционным пролетарским писателем, Максим Горький не порывал связи со своими татарскими коллегами. В 1929 году он встречался с ними по вопросам становления новой социалистической писательской школы.

Два татарских писателя по праву могли считать себя учениками Максима Горького. Даже небольшие контакты писателя с Кави Наджми и Хусаином Ямашевым оставили в их памяти и творчестве важный след. В 1934 году, после первого съезда Союза писателей СССР, Кави Наджми, избранный руководителем Союза писателей Татарии, был принят Алексеем Максимовичем в Москве.

В 1930 году, когда Татарская республика готовилась отметить свое десятилетие, ТатЦИК направил Горькому в Сорренто приглашение на торжество, в котором были такие слова: “Зная Ваше отношение к национальному строительству в Советском Союзе, Ваш особый интерес к татарскому и тюркскому народу и к Казани, ЦИК ТАССР от имени всей общественности приглашает лично прибыть на юбилей и принять участие в подготавливаемом сборнике, посвященном 10-летию Татарской АССР”. Писатель прислал в ответ телеграмму, в которой говорилось: “…Я рад, что дожил до времени, когда трудовой народ татарский имеет право свободно строить свою жизнь вместе и в дружбе с русским рабочим народом”.

 

  

А этот памятник, широко размахнувшийся у стен Казанского государственного технического университета, связан с именем человека, деятельность которого прямо или косвенно стала полезной для многих и многих советских людей. Андрей Николаевич Туполев стал одним из главных создателей советского воздушного флота. Его деятельность в авиастроении была чрезвычайно разносторонней. Он проектировал истребители и разведчики, бомбардировщики и гидросамолёты. В 30-е годы он строит один из самых знаменитых своих самолётов – АНТ-25, на котором совершает уникальный по тем временам беспосадочный перелёт на другой континент. Но главное направление в его деятельности – пассажирские самолёты – Ту-104, Ту-124. Их было построено огромное количество. Именно самолётами производства КБ Туполева был укомплектован в основном гражданский флот.

 

Сочетание производства военных и гражданских самолётов – отличительная черта Андрея Николаевича. Он отлично понимал, что проектирование самолётов сразу на два флота экономит значительные государственные средства. Вот и появлялись аналоги: военный ТБ-3 и гражданский Г-2, военный Ту-16 и гражданский Ту-104, военный Ту-95 и гражданский Ту-114.

Под руководством Туполева разрабатывались крылатые ракеты. В 1955 году начались работы над самолётом с ядерной силовой установкой, позже велись работы по использованию альтернативных видов топлива. Одним из первых в мире Туполев приступил к разработке беспилотных разведчиков.

Всего под руководством авиаконструктора было создано более сотни различных типов самолётов. Из них 70 вошли в серию. Практически все они являлись передовым словом в мировой авиационной технике. Их проектирование и строительство было связано с разработкой принципиально новых научных и технических вопросов, поэтому деятельность Туполева способствовала развитию отечественной науки, металлургической и машиностроительной базы.

Под стать Туполеву был и выдающийся советский конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв. Сейчас это имя знает любой человек, хотя бы вскользь интересующийся авиацией и космонавтикой. Но было время, когда его имя упоминать было нельзя. Ведь кроме пилотируемых космических кораблей Королёв создавал баллистические ракеты, ковал ядерный щит Советского государства.

И даже появление Сергея Павловича в Казани прошло в тайне от публики. В 1938 году он был осуждён по ложному обвинению. Отбывал наказание на Колыме, в Омске (там он смог выжить при заступничестве А.Н.Туполева). Во время Великой Отечественной войны он переводится в Казань в конструкторское бюро моторостроительного завода. Он был назначен главным конструктором реактивных установок. Реактивные установки, разработанные Королевым позволили сократить длину разбега самолета при взлете, повысить скоростные характеристики пикирующего бомбардировщика Пе-2, что очень было нужно для фронта. За выполненную работу в 1944 году Королев и другие сотрудники были досрочно освобождены. С.Королеву был вручен орден Знак Почета. Королев поселился в доме №5 по улице Лядова и до конца войны работал в Казани.

  

Другим видным конструктором ракетной и космической техники являлся Валентин Петрович Глушко. Валентин родился в 1908 году в Одессе. Он с детства интересовался проблемами космоса. В 15-летнем возрасте он состоял в Обществе любителей мироведения, начал переписываться с К.Э.Циолковским. Спустя год он публикует статьи «Проблема эксплуатации планет», «Завоевание Землёй Луны».

По путёвке Наркомпроса УССР поступает в Ленинградский государственный университет (на Украине в то время не было ВУЗов требуемой для Глушко квалификации). По окончании ЛГУ В.П.Глушко начинает работать над двигателями космической техники. Он испытывает различные виды ракетных топлив, разрабатывает конструкцию сопла, а также работает над теплоизоляцией ракетных камер.

В 1938 году В.П.Глушко был арестован и приговорён к 8 годам лишения свободы. Как выдающегося конструктора его оставили работать в секретных конструкторских бюро. А в 1940 году он переводится в Казань, где продолжает работать в качестве главного конструктора 4 Спецотдела КНВД при заводе № 16, где занимался разработками жидкостных реактивных двигателей. После освобождения в 1944 году назначается главным конструктором Опытно-конструкторского бюро специальных двигателей, где проводит испытания ЖРД на самолётах Ла-7, Як-3, Су-6. Именно Казань стала родиной изучения студентами ракетных двигателей. Соответствующая кафедра под руководством В.П.Глушко появилась в авиационном институте в 1945 году.

После поражения фашизма он командируется в Германию для изучения немецкой ракетной техники. Коллективу Глушко удалось не только повторить германские достижения, но и продвинуться далеко вперёд. В условиях развернувшейся «холодной войны» Глушко сделал всё необходимое для создания ракетного щита нашего государства. Как результат- присвоение звание Героя Социалистического Труда в 1956 году.

Sape