Путь на сайте

Культовые сооружения

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Всего в Новгороде насчитывается более шестидесяти монастырей, храмов, соборов, церквей. Для города с населением чуть более 200 тысяч человек – это очень большая величина. Но – город древний, один из главных экономических и политических центров нашей Родины. Поэтому не стоит удивляться, что с древних пор здесь сохранилось так много православных культовых сооружений.

Новгород крестился одним из первых в Киевской Руси. Владимир I придавал большое значение этому событию. Установление единой религии в Древней Руси знаменовало важный идеологический рубеж на пути становления единого государства. Христианство заменяло многочисленные языческие верования отдельных племён, каждое из которых имело свои религиозные особенности.

Официально крещение Новгорода было приурочено к небывало урожайному на фоне остальных лет 990-му году. Это преподносилось как «благодать небес» за вступление новгородцев в лоно «истинной церкви».

Крещение новгородцев проходило отнюдь не мирно. Если на первом этапе было окрещено малое число жителей Новгорода (по всей видимости, только верхушка), то попытка крестить основную массу горожан была встречена сопротивлением.

Язычники вступили в бой с войском Добрыни, побили часть его воинов, уничтожили мост через Волхов. И только с помощью хитрости в 991 году Добрыня смог окрестить жителей Новгорода.

После крещения началось массовое строительство культовых сооружений. Как второй по значению город Киевской Руси, Новгород, по примеру Киева, обзавёлся своим главным храмом – собором Святой Софии Премудрости божьей (так официально называется Софийский собор на территории Кремля). О некоторых культовых сооружениях я уже рассказывал в предыдущих главах.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе:

Церковь построена в 1185-1192 годах. К ведению церкви относился Петропавловский женский монастырь. Последний известен именем покровительницы Литвы Харитины Литовской. Одно из преданий связывает её имя с именем брата Александра Невского Фёдора, который являлся её женихом. После внезапной смерти жениха в 1233 году Харитина посвятила себя служению богу. Церковь упоминается в Новгородской Первой летописи.

С именами родственником Александра Невского связана и история Десятинного монастыря, от которого сейчас осталась только колокольня. Первое упоминание о монастыре относится к 1329 году, однако городские легенды относят его основание к более ранним временам. Существует предание, что он был основан в первой половина XIII века матерью Александра Невского княгиней Феодосией Мстиславовной, в монашестве Ефросиньей в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 году».

В XII веке Новгород являлся крупным и очень богатым городом. Однако он имел существенный недостаток: снабжение города хлебом производилось из Поволжья, которое контролировалось владимиро-суздальскими князьями. Известный князь Андрей Боголюбский понял всю силу этого неудобства и решил им воспользоваться. Он навязал новгородцам в качестве князя одного из своих родственников и фактически лично стал распоряжаться судьбой Новгорода. Тогда новгородцы изгнали ставленника, что послужило основанием для военного похода суздальцев. Князь Андрей подошёл к Новгороду, но его приступы были отбиты. Религиозное создание новгородцев раннефеодального периода приписало бегство суздальского войска чудесному действу иконы Знамения, которая с тех пор стала особо почитаемой в городе. К слову, эта война существенного значения для Новгорода не имела: снабжение поволжским хлебом продолжалось и горожанам пришлось мириться с суздальцами.

После Великой Октябрьской социалистической революции в монастыре расположилась губернская Чрезвычайная комиссия и городское ОГПУ. Настоятельский корпус был приспособлен под клуб чекистов. Собор Рождества Богородицы во время Великой Отечественной войны пришёл в аварийное состояние и был разобран на кирпич, который пошёл на восстановление города. В настоящее время колокольня – практически единственное строение монастыря, оставшееся от древних построек.

В начале XIV века, а точнее, в 1313 году была основана церковь Николы Белого и, на её основе, Николо-Бельский монастырь. Церковь отличается пирамидальностью всего объёма, то есть каждая стена отклоняется вверх на 40 см. Столь большого наклона к оси композиции не имеет ни одна церковь этого города. Николо-Бельский монастырь был разрушен во время польско-шведской интервенции в 1611 году. Название церкви происходит, по-видимому, от цвета стен церкви.

Новгородская земля являлась самым большим княжеством в Русском государстве. По договору 1323 года со Швецией её западные границы проходили по северной части Ботнического залива, то есть вся средняя часть современной Финляндии принадлежала новгородцам. На севере владения Новгорода простирались до Баренцева и Карского морей. Но дальше всего новгородские рубежи отстояли на востоке. Они проходили по Уральским горам или, как их тогда называли, «Югорский Камень». Все эти громадные территории были населены местными финно-угорскими племенами – коми, пермяками и пр.

Включение коренных народов в орбиту Великого Новгорода проходило прежде всего торговыми путями. Новгородские купцы поставляли племенам металлические и ювелирные изделия, в ответ же получали меховые изделия. Не всегда эта торговля носила мирный характер, но и купеческие караваны являлись полувоенной организацией; каждый такой караван сопровождался сильным военным отрядом.

Именно об этом моменте в истории Новгорода напоминает Троицкая церковь:

Эта церковь была поставлена в 1365 году по заказу купцов, торговавших с приуральскими племенами. Позднее, в XVIII и XIX веках она перестраивалась. Эти две части - старая и новая, сейчас отчетливо можно разглядеть: старая – та, которая справа, новая - левая.

Спасо-Преображенская церковь:

Построена в 1374 году. Она стала одной из последних в том новгородском стиле, который формировался с XIII века. При постройке зодчий ориентировался на архитектурное решение церкви Фёдора Стратилата, но увеличил декоративное наполнение стен. Фресками церковь была расписана знаменитым Феофаном Греком. Многие из них со временем были утеряны, но те, которые сохранились, являются самым монументальным творением этого иконописца.

Ещё одна церковь, Власьевская, относит нас к дохристианским временам. Хотя в христианском мире на Руси святой Власий почитался как покровитель крупного рогатого скота, его имя ассоциировалось с древним языческим богом Велесом (или Волосом), выполнявшим в дохристианские времена те же функции. Существует версия, что в те времена здесь стоял идол этого божка, а в период христианизации идола свергли, но на этом же месте построили церковь Власия.

Однако это предположение. Точно известно лишь то, что в 1184 году здесь была построена деревянная церковь святого Власия, а нынешняя, каменная, построена в 1407 году. Церковь усилена контрфорсами и имеет оригинальную отделку.

Церковь получила значительные повреждения во время Великой Отечественной войны. Её аварийное состояние, угроза падения привели к желанию городских властей снести церковь. Однако вмешалась общественность и церковь в 1954-1959 годах реставрируется. Практически из руин были воссозданы своды и купол. В целом же это скорее новодел, чем исторический памятник. От XV века внутри осталась фреска «Священномученик Власий».

К этому же периоду относится и церковь Петра и Павла в Кожевниках. Она построена в 1406 году. Тогда этот район был населён преимущественного кожемяками, что и дало название церкви. После присоединения Новгорода к Московскому государству в конце XV века церковь была перестроена: по московской традиции храмовый интерьер был сделан двухъярусным. При этом каменная лестница на второй ярус была сделана не в стене, а отдельно стоящей, что являлось весьма нетипичным для Новгорода.

Перестройки продолжались в XVIII и XIX веках. Однако во время Великой Отечественной войны церковь пострадала и при реставрации ей вернули первоначальный внешний вид. Ныне эта церковь является одной из наиболее точно воссозданных в послевоенный период новгородских домосковских храмов.

 

Новгородский Духов монастырь в своё время относился к наиболее крупным в Новгородской земле. Как феодальный землевладелец в конце XVII века он владел несколькими деревнями в 725 душ крепостных мужского пола. В этом отношении его опережал только Софийский собор (1719 крепостных).

А началась история монастыря до 1162 года. Первый каменный храм, Святого Духа, был заложен в 1357 году. В начале XVI века архиепископом Макарием в новгородских монастырях был введён общежительный устав. В связи с этим в Духовом монастыре строят новую трапезную палату, совмещённую с церковью. Это одна из немногих построек, сохранившаяся в монастыре до настоящего времени.

Трапезная палата и Троицкая церковь построены в 1557 году. В её архитектуре отражены московские традиции. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба. На втором этаже трапезная и келарская. Церковь сильно пострадала во время шведской оккупации 1611-1617 годов, а также во время пожара 1685 года. Находящееся рядом здание, также принадлежащее монастырю, используется как Государственный архив Новгородской области.

Большое количество культовых сооружений сохранилось на территории Ярославова дворища. Вряд ли найдётся в нашей стране место, где бы количество церквей, собором на единицу площади превышала бы ту, которая сложилась здесь, на правом берегу Волхова. Здесь, на площади 7 гектар, расположено 8 церквей, являющихся памятниками архитектуры.

Главным из находящихся здесь, а также самым древним, безусловно является Николо-Дворищенский (Никольский) собор. По «возрасту» этот собор, из сохранившихся, уступает лишь Софийскому собору в Кремле.

Никольский собор был заложен в 1113 году, но освящен лишь в 1136 году. Примечательно, что именно тогда новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым зависимость от Киева. Этот год считается годом основания Новгородской вечевой республики. Не случайно, поэтому, собор становится главным вечевым собором новгородского простонародья. Однако площадь, где собирался люд, до настоящего времени не обнаружена. Считается, с подачи историка В.Л.Янина, что эта площадь находится в ещё нераскопанной части, примыкающей к собору.

Никольский собор в определённой степени противостоит Софийскому собору. Там, в Кремле, по зову вечевого колокола собиралась новгородская знать – богатые феодалы, знатные дружинники, обеспеченные купцы. Здесь же, на правом берегу, собирались ремесленники, крестьяне. Интересы у знати и бедняков зачастую бывали разные, что приводило порой к серьёзным конфликтам.

Однако собор являлся святым местом. Он обеспечивал защиту всем, кто находился под его сводами. Какими бы смертельными противниками ни являлись те или иные представители знати, никто из «простых людинов» не имел право тронуть. Многие из знатных горожан нашли там свою защиту от гнева народа. Так, например, там прятался архимандрит Есиф, сильно досаждавший новгородцам. Денно и нощно караулили новгородцы Есифа, стоя у собора. Архимандрит сохранил жизнь, однако испоганил себе репутацию: по выражению летописца он стал человеком, копавшим другому яму, но попавши туда сам.

В годы Советской власти собор дважды закрывался. Первый раз он был передан Госбанку под контору и клуб. Второй раз, в 1962 году, в нём была размещена экспозиция научно-атеистического отдела Новгородского музея-заповедника. В куполе же был размещён планетарий.

Интересна история основания Антониева монастыря в северной части Новгорода на правом берегу. Этот монастырь – один из древнейших в городе. Он берёт своё начало в период феодальной раздробленности, когда существовала конкуренция между двумя крупнейшими городами Руси – Киевом и Новгородом.

Политическая оторванность отдельных княжеств друг от друга требовала и идеологического обособления. В Новгородской епархии появилось стремление отделиться от Киева. Подобные стремления не могли не обеспокоить столицу Древней         Руси. Потребовалось срочно укрепить своё влияние в северных регионах. Так на берегах Волхова появился монах Киево-Печёрского монастыря Антоний по прозвищу Римлянин.

Своё прозвище он получил по легенде, согласно которой он молился на камне в Вечном Городе, этот камень оторвался и чудесным образом поплыл по морям и рекам и пристал к берегу только в Новгороде. Затуманенное религиозными мифами сознание средневекового человека не сомневалось в возможности такого путешествия.

Антоний приступил к строительству монастыря. Опять-таки, по легенде, он построил первую каменную церковь на свои собственные средства. Возможность такого «подвига» весьма сомнительна. Не только каменные, но и многие деревянные церкви сооружались только на средства целых коллективов (улиц, концов, корпораций). Очевидно, что Антоний строил эту церковь на средства, выделенные Киево-Печёрским монастырём.

Поскольку чудесное «приплытие» Антония пришлось на праздник Рождества Богородицы, то и первая церковь получила это имя. Так данная церковь выглядит сейчас:

 

А вот эта белая простая церковь поставлена в честь события, которое, возможно, изменило всю судьбу нашей Родины. Это событие практически никто не знает, даже историки не все о нём помнят. И тем не менее, не будь его – неизвестно как развивалась бы наша история...

Как уже было сказано выше, в XII веке в продовольственном плане новгородцы полностью зависели от Владимиро-Суздальского княжества, поставлявшего в Новгород хлеб и некоторые другие продукты. Суздальцы также контролировали торговлю по всей Волге. Отношения между Новгородом и Суздалем были непростыми и периодически вспыхивали торговые войны.

Примерно в 1134 году суздальцы, воспользовавшись благоприятной обстановкой, повысили пошлины для новгородских купцов на проезд по Волге. Одновременно они резко подняли цены на экспортируемый в Новгород хлеб. Сильный купеческий город не потерпел такого ущерба в торговле и стал готовиться к походу в «низовые» земли (как называли тогда территорию Средней Волги).

26 января 1135 года состоялась битва. Новгородцы заняли Жданую гору и атаковали противника, находившегося в низине. Им вначале удалось потеснить войско Юрия Долгорукого. Однако Владимиро-Суздальский князь ещё до начала битвы направил сильный отряд в тыл новгородцам. Теперь, в разгар боя, он атаковал противника. Увидев подмогу, воспряли духом и основные силы суздальцев. Ошарашенные внезапным нападением с тыла, новгородцы позорно бежали.

Церковь Успения пресвятой богородицы была заложена в Новгороде на Торгу как памятник погибшим в этой битве.

 

Юрий Долгорукий понимает, что эта битва не последняя в попытках Новгорода освободиться от торговой зависимости от низовых земель. В пограничных территориях своего княжества он строит ряд крепостей или обносит существующие поселения крепостными стенами. И главным событием в этом плане следует считать укрепление Москвы – города, находящегося на предполагаемом пути движения новгородцев к Владимиру и Суздалю. Именно битва при Жданой горе потребовала укрепить небольшую деревню, превратить её в крепость, что дало толчок к возвышению Москвы. Не будь этой битвы – неизвестно где сейчас была бы столица нашей великой Родины.

Более чем на полвека моложе находящаяся неподалёку небольшая церковь, названая именем Параскевы Пятницы – покровительницы новгородских купцов. Она возведена в 1207 году и заменила деревянную церковь в честь той же святой. Церковь интересна тем, что воспроизводит облик известного смоленского храма Михаила Архангела на Смядыни.

 

За свою 800-летнюю историю церковь пережила 15 пожаров, после которых перестраивалась. Перестраивалась также и по велению купцов. Во время реставрации, предпринятой после Великой Отечественной войны ей в целом вернули первоначальный облик. В неприкосновенности оставили только главку XVIII века.

А на примере Георгиевской церкви можно увидеть нарастание культурного слоя в Новгороде за последние несколько сотен лет. На фотографии виден проход к воротам церкви. Современный же культурный слой находится значительно выше.

Церковь была построена в 1356 году, но современный вид приобрела значительно позднее. Тот архитектурный стиль, в котором оформлен внешний вид некоторые историки называют провинциальным барокко и относят к XVII веку.

 

 

 

Георгиевская церковь знаменита ещё и тем, что в 1941 году у её стен собиралось народное ополчение для защиты города от немецко-фашистских агрессоров.

 

Первым из сохранившихся памятников после присоединения Новгорода к Москве является церковь жён-мироносиц. Она строилась в 1508-1511 году при финансировании известного купца Ивана Сыркова – основателя купеческой династии Сырковых. Ближе к концу XVI века в церкви хранилась часть казны Ивана Грозного.

 

В 1952-1960 годах церковь была реставрирована, как имеющая большую культурно-историческую ценность. В настоящее время здесь располагается областной детский культурный центр, в котором проводятся выставки, музыкальные концерты, фольклорные программы.

Построенная в 1520 году церковь на правом берегу Волхова носит непривычное для нашей страны имя: Папы Римского Климента. Казалось бы, какое отношение имеет римский папа к православию? Оказывается, самое прямое. И относится оно к тому периоду, когда христианская вера ещё не была разделена на православие и католичество.

Климент I был римским Папой в конце I века нашей эры. Считается, что он был рукоположён самим святым Петром. По христианской традиции, он пришёл в эту веру, так как языческие верования не могли дать утвердительный ответ о том, что будет с ним после смерти.

В период очередной войны гонений на христианство он был отправлен на каторжные работы в Херсонес (нынешний Севастополь). Близ места работы не было воды, но бог услышал молитвы Климента и из-под земли забил источник. Это чудо привело к Клименту большое количество местных жителей, которые крестились. Слава христианства росла и для их усмирения в Крым был направлен посланник римского императора. Он распорядился утопить Климента в море, привязав его к якорю, чтобы последователи не нашли его. Однако по молитвам учеников море отступило и христиане нашли тело Климента.

 

Климент почитается как один из первых проповедников на территории Русской земли.

Церковь святого Прокопия была построена в 1529 году. Возможно, она появилась на месте более древнего сооружения, ибо имя святого Прокопия известно с XIII века. Тогда в Новгороде обосновался богатый ганзейский купец, который вскоре принял православие. Он раздал все свои сбережения бедным людям и принялся путешествовать по новгородской земле.

 

Недалеко от Ярославова дворища находится ещё несколько церквей, интересных своей историей или современной действительностью.

В 1527-1528 годах была построена интересная церковь, точнее, сразу две церкви, объединённых в единое здание. Они получили название в честь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца. В церкви Филиппа Апостола службы проводились для боярских семей этой части Новгорода, а в церкви Никольской церкви – для простолюдинов прилегающих деревень. Церкви равны по высоте, имеют глухую стену, но дверь в подвале позволяет переходить из одной церкви в другую. Любопытно, что данная дверь запиралась с обеих сторон. На обе церкви только одна апсида – она принадлежит Филипповской церкви.

 

А на следующей фотографии изображено уникальное здание не только для Новгорода, но и для всей России.

Эта церковь была построена в 1455 году, получила имя в честь Ильи Пророка и стала называться церковью Ильи на Славне, так как располагается на Славенском конце.

Нынешняя церковь была построена на месте ранее существовавшей, но когда была сооружено первое культовое здание, сейчас неизвестно. По мнению академика В.Л.Янина, первая церковь была построена в период становления христианства и местом для него было выбрано древнее капище бога Перуна.

Такие метаморфозы не должны уделять: христианство активно использовало языческие верования в своих целях. Даже функции старого и нового богов перекликались: и Перун и Илья вызывали гром и молнию, а также останавливали ливни, если они угрожали людям. Поэтому и день почитания Перуна – 20 июля по старому стилю – трансформировался в день Ильи Пророка.

 

Но Ильинская церковь знаменита не этим. После освобождения Новгорода в 1944 году остро встал вопрос о нехватке жилья в городе. Тогда и придумали весьма оригинальный выход из положения: те церкви, которые сохранились в относительно хорошем состоянии и которые не требовались для культовых целей (напомню, тогда число верующих было в разы меньше, чем сейчас), стали использоваться для жилья. По мере роста жилищного фонда некоторые из них освобождались от жителей и сейчас церковь Ильи на Славне – это единственная в городе жилая церковь. Но и это ещё не всё: эта церковь – старейшее в России здание, использующееся для жилья. Хочется надеяться, что именно этот статус охраняет данную церковь от передачи её верующим. И также хочется надеяться, что этот статус даст проживающим в этой церкви определённые льготы.

Sape