Пригороды

 ПРИГОРОДЫ 

Новгородские пригороды не так знамениты, как их петербургские собратья. Здесь нет пышных церквей с золотыми куполами, величественных императорских резиденций или обширных регулярных парков. Многие граждане нашей Родины, приезжая в Новгород, даже не подозревают, что на городской окраине есть интереснейшие исторические и архитектурные ансамбли.

И тем не менее, это так. Пригороды древней столицы обильны памятниками культуры и истории древних времён. Эти объекты древнее петербургских в несколько раз и во столько же раз они ценнее как память о прошлом нашего великого народа.

Музей деревянного зодчества. Начнём рассказ об этих памятниках с бывшей деревушки Витославлицы, расположенной на левом берегу у истока Волхова из озера Ильмень. Сама деревушка прекратила своё существование в XVIII веке. Но спустя некоторое время здесь появилась усадьба графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской - единственной дочери сподвижника Екатерины II графа Алексея Орлова, знаменитого победителя турок в Чесменском сражении. От тех времён сохранился усадебный дом, построенный по проекту выдающегося архитектора Карла Росси.

Новая история Витославлиц началась в 1964 году. Тогда было принято решение организовать музей деревянного зодчества. К тому времени были известны десятки деревянных памятников архитектуры в Северо-Западном регионе и было решено собрать их в одном месте как для удобства сохранности, так и с целью показа посетителям образцы народного творчества.

Музей деревянного зодчества в Витославлицах открыл свои двери для посетителей в 1967 году. Он включил в себя архитектурные памятники XVI – XIX веков – жилые дома, церкви, хозяйственные и производственные постройки. Реставраторы смогли сохранить уникальные творения новгородских плотников. Здесь вещи говорят сами за себя. Войдя в любую избу, можно узнать как люди жили много веков назад.

Вот один из экспонатов – изба Туницкого из старообрядческой деревни Пырищи Крестецкого района. Изба построена в 70-е – 80-е годы XIX века. Постройка типовая для данного района. Выполнена в виде постройки на подклети с галереей-прикрольком, топилась по-чёрному. Под крышей виден языческий символ – солнцеворот. Изба имеет только три окна на главном фасаде и одно с правой стороны.

 

В конце 50-х годов ХХ века дом претерпел внутри кардинальную перестройку. Русская печь была перенесена из северо-восточного угла в северо-западный, почти по центру была поставлена маленькая печь-«голландка». Перегородки разделили помещение на три «комнаты» - кухню (являвшуюся одновременно прихожей), горницу и спальню.

Интересно, что во второй половине XIX века, то есть в период строительства данного дома в Новгородской губернии существовала традиция определять высоту дома не по мерным инструментам, а по числу венцов, который был кратным пяти. В данном случае чело (фронтон) имеет 10 венцов, а стены клети – 19 венцов (плюс нижний венец клети сгнил и при монтаже в музее не восстанавливался).

Перегородка, отделявшая кухню (бабий кут) от остального дома, не доходила до потолка на 55 см. Делалось это специально, чтобы дым, скапливавшийся на кухне, мог свободно расходиться по всему дому, иначе ведь можно было и задохнуться.

На сайте http://www.novgorod.ru упоминаются и другие особенности жизни в таких домах

На капитальной стене кухни можно видеть многочисленные следы ожегов. Это хозяйка в сумерки вставляла в трещины бревен зажженную лучину и та, догорая, обжигала поверхность стены.

Тот факт, что изба топилась по-чёрному не означал, что отсутствовала труба. Она была, но не сообщалась напрямую с печью. Труба пронизывала крышу, начинаясь от потолка. Почему так было сделано? Очень просто. При соединении трубы с печью создавалась высокая тяга, при которой дрова сгорали очень быстро. При этом тепло по трубе уходило наружу. То есть соединять трубу с печью было невыгодно.

Были и другие преимущества. При более высокой температуре брёвна меньше гнили, что увеличивало срок службы такой избы. В курных избах не так сильно разводились домашние насекомые: тараканы, жучки, муравьи.

Однако и вред от таких изб был. Дым приводил к заболеваниям глаз и дыхательного аппарата. Плохо было и с эстетической точки зрения. Поэтому в конечном итоге от такого способа отопления отказались.

Расположенная неподалёку изба Екимовой также является типовой постройкой для Новгородчины XIX века. Она перестраивалась, меняла владельцев и даже назначение. До Великой Отечественной войны на первом этаже избы располагалась деревенская чайная, а в подклете – магазин.

Интересно художественное оформление фасада этого дома. Наличники сверху имеют украшение – волюты, выполненные в виде крыльев ангелов. При взгляде на балкон возникает вопрос: а где же дверь? Но этот балкон делался для детей, а не для взрослых. Поэтому большой двери там нет. Есть лишь только маленький лаз, который прячется за средними балясинами. Сам балкон восстановлен полностью заново и весьма условно. Как он выглядел в старину – сведений не сохранилось.

 

«Музейная» жизнь этого дома началась в 1969 году. Тогда решили перевезти его в Витославлицы. Фактически это была первая попытка разборки, обследования и сборки музейного экспоната. Опыта такой работы ни у кого не было. Много проблем возникло с обеспечением транспортом, необходимыми инструментами и материалами. Однако в конечном итоге реставрация дома оказалась успешной. Опыт, полученный здесь, пригодился и в дальнейшей работе.

Более древняя деревянная постройка – церковь Николы Чудотворцы из деревни Высокий Остров. Она сооружена в 1757 году и является ярусным сооружением типа «корабль» - в культовых сооружениях это был распространённый тип для того времени.

В сооружениях такого типа отражается устремлённость вверх, к небу, богу. Ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов, уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. Церковь сохранила подлинный иконостас.

 

Интересная история связана с музеефикацией другого объекта музея – часовни из деревни Гарь Маловишерского района.

Реставраторы приехали в эту деревню в 1971 году. По решению правления совхоза вопрос о перевозки часовни в Витославлицы должен был обсуждаться на общем собрании совхоза. Полуторачасовая дискуссия не убедила работников (в основном старушек) в необходимости реставрации и перевозки часовни. Их можно было понять: не одно поколение жителей деревни любовались часовней и использовали её в культовых целях (она была построена в 1698 году). Однако и работников отдела культуры области тоже можно было понять: в послевоенный период участились случаи покушения на часовню: её ломали, поджигали, были уничтожены иконы. Стремление сохранить этот ценный объект диктовало необходимость перевезти её в охраняемое место. Окончательное решение принял председатель райисполкома. Он дал добро на перевозку часовни и приказал подчинённым председателю сельсовета и директору совхоза не препятствовать этому.

 Часовня является типовой для XVII века конструкцией. Она имеет боковые галереи и резные столбики для поддержки крыши и перекрытий. На верху установлен крест, снятые с какой-то могилы во время одной из реконструкций XVIII или XIX века. Предполагается, что ранее там был другой крест, но по неизвестным причинам до нашего времени он не дожил. В советский период церковь официально в РПЦ не числилась, но поддерживалась местными старушками.

Самой старой деревянной постройкой в Витославлицах является Успенская церковь из деревни Никулино Любытинского района. Церковь была построена в 1599 году и неоднократно реставрировалась и перестраивалась с тех времён.

Об истории этой церкви практически никакой информации не сохранилось. Известно лишь то, что её настоятель во время польско-литовской оккупации в начале XVII века был убит литовскими солдатами.

 

Юрьев монастырь. Недалеко от музейного комплекса в Витославлицах вблизи озера Ильмень находится один из древнейших монастырей России – Юрьев монастырь. Впервые в летописях он упоминается в 1119 году, но по легенде он был основан князем Ярославом Мудрым в 1030 году. В XII-XIII веках он являлся государственным монастырём Новгородской республики. Он служил местом захронения новгородских князей и посадников. Здесь погребены мать Александра Невского Феодосия Мстиславна и его брат Фёдор.

К концу XV века Юрьев монастырь являлся богатейшим церковным феодалом республики и одним из богатейших в Русском государстве. Известно, что в последней четверти XVII века монастырь владел 840 душами мужского пола крепостных крестьян, что ставило его среди монастырей Новгородчины на 4 место после владений Софийского собора, Иверского и Хутынского монастырей.

Во время секуляризации монастырских владений в 70-е годы XVIII века монастырь лишился значительных владений и пришёл в запустение. Окончательно был упразднён после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1932 года здесь располагался инвалидный дом.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре располагались немецкие и испанские воинские части, подразделения литовских полицаев. В этот период монастырь подвергся значительным разрушениям.

После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

 

Главной доминантой монастыря, наиболее величественным зданием является Георгиевский собор. Он заложен в 1119 году и освящен через 11 лет. Из новгородских летописей известно имя строителя собора – Петра, который является древнейшим известным архитектором России.

 

В ходе реставраций собора в 20-х годах XIX века и в конце были уничтожены оригинальные фрески XII века. Однако в том же XIX веке были построены многие из ныне существующих зданий монастыря.

Вот, например, Спасский собор. Он построен в 1824 году, но решён в духе древней новгородской церковной архитектуры. Здесь погребены архимандрит Фотий – заказчик храма и покровительница монастыря Анна Орлова-Чесменская.

 

В этот же период строится и Крестовоздвиженский собор на углу монастырской ограды. В советское время здесь располагались музей, склад, картинная галерея.

 

Перынский скит. Находится недалеко от Юрьева монастыря на берегу Волхова. Само название местности говорит о том, что здесь располагалось языческое капище ильменских словен, посвящённое богу Перуну. В центре площадки находилась круглая яма - основание деревянного идола. Капище окружал ров 8-лепестковой формы, что можно сопоставить с цветком ириса. Современные археологи считают, что здесь, кроме Перуна, словене молились двум другим богам – Ящеру, хозяину воды, рыбы и водных путей, и Ладе – богине плодородия.

В 989 году Новгород был крещён, и Перун срублен и сброшен в Волхов. По преданию, на месте капища была построена церковь Рождества Богородицы. Возможно, тогда же был основан монастырь, однако впервые он упоминается под 1386 годом – тогда он был сожжён новгородцами при приближении московских войск Дмитрия Донского.

В настоящее время Перынский скит известен церковью Рождества Богородицы - одной из самых маленьких церквей Новгородской земли. Её площадь всего 7,5 на 9,5 метров. Предположительно её построили в 1226 году.

Крест типичен для домонгольской церковной архитектуры и имеет внизу полумесяц. Очень часто люди считают, что такой крест символизирует победу православия над мусульманством. Однако это не так. Полумесяц – это символ виноградной лозы (в Евангелии говорится: «Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой – виноградарь»).

 

Хутынский монастырь. Является одной из наиболее значительных исторических доминант в пригородах Новгорода. Расположен в 7 километрах к северу от города. В древности это место считалось плохим, нечистым, оттого и название – Хутынь, то есть худое.

Для борьбы с нечистой силой сюда и переселился монах Варлаам. Ему удалось одолеть противника и с той поры и ведёт отсчёт своих дней монастырь. С его именем связаны многие легенды. Одна из них говорит о том, что он изумил новгородского архиепископа, пообещав приехать к нему в июне на санях. И действительно, в июне выпало столько снега, что Варлаам по санному пути доехал до Новгорода. Он застал архиепископа в смятении – ведь снег погубил посевы, но Варлаам успокоил его. Урожая всё равно не было бы, ибо всходы пожрал бы червь. Но сейчас от мороза черви погибли и хлеб возродится без проблем. Действительно, урожай в том году был отменный.

Главным храмом монастыря является Спасо-Преображенский собор. Он построен в 1515 году по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Отличается лишь количеством апсид (не пять, а три) и тем, что в XVII веке был перестроен и лишился позакомарной крыши.

 Хутынский монастырь известен тем, что в 1816 году здесь был похоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина. Гавриил Романович знаменит не только как поэт. Он был и крупным политическим и общественным деятелем.

В 19-летнем возрасте Державин участвует в свержении Петра III и возводит на трон императрицу Екатерину II. В этот период он начал писать стихи и переводить на русский язык древнегреческих поэтов. Он автор одной из самых знаменитых од Екатерине Великой – «Оды к Фелице». Растроганная императрица дарит поэту золотую табакерку с пятью сотнями червонцев.

В 1773-1775 году он участвует в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. Однако это событие не мешает ему в дальнейшем отстаивать справедливость – и тогда, когда он был Олонецким и Тамбовским губернатором, и тогда, когда он стал кабинет-секретарём Екатерины Великой. По всей видимости, его справедливость выходила за те рамки, которые были дозволены самодержицей Всероссийской, потому как через короткое время Екатерина уволила его с последней должности и он лишился государственной службы.

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка. Гавриил Романович является автором оды «Гром победы, раздавайся!», которая в течении четверти века являлась неофициальным гимном Российской империи.

Вот так выглядит придел, в котором похоронен Гавриил Романович Державин:

 

А вот так выглядит его могила:

 

С 1994 года Хутынский монастырь является действующим женским монастырём.