Путь на сайте

Средневековое искусство Центральной Азии и Дальнего Востока

 Третий этаж Зимнего дворца имеет немного выставочных залов. Он небогат по отделке интерьеров, так как исторически здесь располагались вспомогательные помещения. Утомлённые посещением основной экспозиции, туристы не спешат подниматься сюда. Поэтому здесь немноголюдно.

Третий этаж посвящён двум темам: средневековому искусству Центральной Азии и Дальнего Востока и искусство Европы и России второй половины XIX – начало ХХ веков.

На фотографиях видно защитное вооружение японских самураев. В отличие от европейских армий, на Востоке металл не столь активно использовался для защиты воина. Здесь нет металлических лат. Отчасти это связано с тем, что территория Дальнего Востока не столь богата железными рудами, как Европа, отчасти с тем, что стальные доспехи успешно заменяли защитные приспособления из стеблей бамбука. Под действием поперечной нагрузки бамбук проявляет высокую стойкость. Кроме того, бамбук обладает способностью переносить часть нагрузки от удара с данной точки на соседние, что служит дополнительной защитой воина.

      

 

Японский театр но явился одним из самых ранних видов театрального искусства этой страны. Датой его рождения можно считать 1375 год, когда театр получил поддержку сёгуна Асикаги Ёсимицу. Жанр зародился в буддийских и синтоистских храмах и в его основе лежит восприятие эфемерности жизни и её преходящий характер. Обычно пьеса длится от 30 до 120 минут. На сцене, где происходит действие пьесы, обязательно присутствует декорация с изображением сосны. В классическом театре но все роли, включая женские, исполняются мужчинами. Одной из главных особенностей жанра но является использование актерами особых деревянных масок. Еще одной важной деталью но является веер, выступающий в представлении в роли разных предметов (например, меч или бутылка).

Маски театра но:

 

Известной формой культурной жизни Японии являются миниатюрные скульптурки – нэцкэ. Исторически эта форма искусства имела утилитарное значение. Фигурки нэцкэ использовались на традиционной японской одежде кимоно в качестве подвесного брелока. Кимоно были лишены карманов и для хранения различных вещей японцы использовали ёмкости в виде кисетов, корзиночек или ящичков, которые привязывались к поясу шнуром в форме петли. В саму петлю и вставлялись фигурки нэцкэ для исключения развязывания шнурка.

Первоначально для этих целей использовались палочки или пуговицы. Со временем они стали украшаться и с XVII века нэцкэ стало иметь характер произведения искусства. Позднее фигурки избавились от утилитарных функций и получили другое название – окимоно. Отличить нэцкэ от окимоно просто: первая имеет отверстия для крепления к шнурку.

Фигурки нэцкэ могли многое рассказать о его владельце. Эти украшения не только говорили о художественном вкусе, но и давали представление о классовой принадлежности, социальном статусе владельца.

Время расцвета искусства нэцкэ – эпоха Токугава (с 1603 по 1868 годы). Позднее меняется стиль одежды, вводятся новые приёмы её украшения. Но нэцкэ сохраняется как художественный стиль и в настоящее время.

Витрина с фигурками нэцкэ:

 

Не отстаёт от японского художественно мастерства и художественное мастерство Китая.

 

Вот такая мебель получается из корней деревьев. Казалось бы, при обилии лесов на Востоке, есть возможность выбирать для поделок более подходящие материалы, однако восточная мудрость требует уважительного отношения к природе и в ход идёт всё, что может принести пользу (а может, потому на Востоке и леса лучше сохранились, что они бережнее использовались?).

В середине XVI века в районе хребта Гиндукуш образовалось сильное государство. Его «родителем» стал Захир ад-Дин Мухаммед Бабур, который являлся потомком монгольских завоевателей Чингисхана и Тимура. От искажения названия предков это государство в европейской исторической литературе получило название империи Великих Моголов. Государство стало быстро развиваться, заняло значительную часть территории современной Индии и стало одним из лидеров в Азии наравне с Китаем и Османской империей.

В витрине Эрмитажа выставлены парадный доспех и вооружение могольского командира XVIII века и вооружение индийцев XVIII – XIX веков:

 

 

Видно, что парадное вооружение в этот период являлось холодным, так же как и в европейских армиях. Однако в целом могольская армия отличалась высокой боеспособностью. В 1685 году, в частности, моголы смогли разгромить англичан, которые пытались вооружённым путём расширить свои владения в Индии.

В могольском оружии следует обратить внимание на одну особенность – особой формы кинжал, который именуется куттар.

 

Куттар имеет вид широкого, но короткого лезвия, закреплённого в двух металлических полосах, которые прикрывают кисть руки. Для удержания куттар снабжён рукояткой в виде двух стержней.

По всей видимости, это оружие пришло в армию из охотничьей жизни. В отличие от Европы, где крупных и сильных зверей даже в Средневековье встречалось не так уж и много, в Азии господствовали именно такие: тигры, львы, слоны (последние хоть и мирные животные, но иногда и их требовалось усмирять). Для того, чтобы справиться с ними, требовалось особое оружие, которое не нужно было Европе. Таким оружием и являлся куттар.

Его особенность заключалась в следующем. Клинок находится на прямой линии с предплечьем (а не под углом, как у европейского кинжала), что позволяет наносить удар огромной силы. Ширина лезвия позволяет одним ударом практически в любое место зверя наносить сразу смертельный удар. Полосы металла, защищающие кисть, лишают возможность зверя откусить человеку руку. И это, пожалуй, главная особенность, которая даёт возможность убивать животное в пасть, чтобы не портить шкуру.

На войне куттар стал незаменим после того, как средневековые доспехи утратили своё боевое применение. Воин лишился защитного панциря, а удар куттаром в любую область тела приводил к смерти.

Другая особенность индийского вооружения – это длинные мечи. Их длина составляла около двух метров, а иногда и больше. Такие мечи создавались для возможности вести бой на слонах. Обращает внимание нарукавник меча. Это не только защита от удара противника, но и разгрузочная поверхность. При нанесении удара концом меча между ним и рукой возникает длинное плечо, которое существенно ослабляет ударную силу. Появление разгрузочной поверхности переносит удар с кисти руки на предплечье, что значительно увеличивает силу.

Говоря о древнем Востоке, нельзя не упомянуть и о тамошней господствующей религии – буддизме. Из мировых религий эта древнейшая. Она возникла примерно в VI веке до нашей эры. По легенде, индийский наследник престола по имени Сиддхарта Гаумани разработал новое идеологические учение с целью искоренить несправедливость мира и ликвидировать страдания людей. Он пришёл к выводу, что достичь этого можно практикой самоограничения и медитацией. Отличием буддизма от других религий является то, что оно не является божественным откровением, а стало результатом жизненного опыта.

Основав новую религию, Сиддхарта Гаумани получил новое имя: Будда Шакьямуни, то есть «Просветлённый из рода Шакья». От имени основателя по аналогии с христианством европейцы и стали называть эту религию. В Азии же эта религия называется Дхарма («Учение»).

Буддизм обладает значительными отличиями от других религий. Он является не божественным откровением, а результатом жизненного опыта. Если христианство понимает веру как беспрекословное подчинение человека идеологическим догмам религии, то для буддизма вера – это совсем другое. Будда указывал: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!» Если христиане не в состоянии достичь положения бога, то в буддизма любой человек, достигший просветления, может стать Буддой, то есть богом. Сочетание в буддизме различных направлений и практик привело не только к отсутствию догматизма, но и отсутствие ересей. Буддизм включает в себя различные направления и философские школы, которые воспринимают предшествующие традиции лишь как подготовительные стадии, ведущие к достижению пробуждения.

Изображения статуэток Будды:

   

На статуэтках Будда изображён в различных позах. Каждая из этих поз выражает определённый аспект Пробуждения. Будда стоящий символизирует сбалансированное руководство, сидящий - глубокое сосредоточение, идущий - занятость, а лежащий - завершённость практики.

Значение также имеет и положение рук. Касание правой руки земли у правого колена обозначает отражение атаки Мары. В буддистских преданиях говорится, что когда Будду осаждали силы заблуждения и зла, он призвал себе в помощь Землю в качестве свидетеля бесчисленных жизней, которые он провёл развивая добродетель и раздавая своё имущество на благо других.

Поднятая вверх правая рука означает жест бесстрашия. Она также трактуется как непоколебимость в истинности своего пути, нерушимая уверенность, а также благословение, которое посылает Будда другим людям.

Руки, сложенные на коленях, означают сосредоточение. Это жест сосредоточенного ума, состояния спокойствия и блаженства.

Одним из важных объектов почитания в буддизма являются ступы. В переводе с санскрита это слово означает «вершина». Изначально так назывались могильные курганы. В буддизме упоминается, что после кремации Будды его останки были помещены в 8 разных ступ и они стали объектом поклонения. Ступа символизирует восхождение человека к состоянию нирваны: основание – помрачённый ум, лестница и купол – начало пути к просветлённому сознанию, шпиль – состояние бодхисатвы (состояние человека, когда он хочет стать Буддой для блага всех людей), навершие – состояние Будды.

 

Одним из символом буддизма является чакра – символ учения Будды, так называемое «колесо закона». На фотографии представлены чакра (посередине) и алтарные украшения, изготовленные в Тибете и Китае в XIX веке:

 

Большой интерес для науки представляют произведения культуры из Турфанского оазиса, находящегося в Восточном Туркестане на Великом Шёлковом пути.

Исторически в этом месте обитали различные племена. Коренное население – потомки тохаров – было индоевропейским. В IV-V веках нашей эры охотно селились купцы из Согдианы, но затем здесь постепенно увеличивалась доля китайского населения. С середины VII века оазис оказался под политическим и административным управлением Китая, культура которого оказала на Турфан огромное влияние. Затем пришёл черёд править здесь тибетцам и они сохраняли господство до 850 года. Переселившиеся сюда в 866 году уйгурские племена создали Турфанское княжество и унаследовали богатые исторические и культурные традиции этого края.

Турфанское княжество являлось богатым государством, имело много красивых городов, но в XIII-XIV веках оно было завоёвано монголами. Все произведения искусства были разграблены, население было убито и угнано в рабство. Княжество прекратило своё существование и о его былом великолепии мы можем судить лишь по развалинам зданий и сохранившимся фрагментам былого убранства.

По первобытным представлениям при похоронах важной персоны вместе с ним убивали и его приближённых: жён, наложниц, рабов. Позднее человечески жертвоприношения стали заменять человеческими изображениями в виде глиняной фигуры. Эти фигурки выполнялись на высоком уровне, с проработкой одежды и с портретными чертами лица.

 

Выдающимся памятником искусства и культуры уйгурского периода был придворный пещерный монастырь Безеклик («Блестящий»). При росписи стен пещер использовалось большое количество золота, что придавало им торжественно-праздничный вид. Поначалу уйгуры исповедовали манихейство (одну из первых разновидностей христианства), но в Х веке приняли буддизм, который и стал государственной религией. Монастырь был перестроен в соответствии с буддистскими традициями и стал выразителем официального, парадного направления в искусстве.

В соответствии с буддистскими традициями развивалась и культура Турфанского государства. На темы из этого учения не только расписывались культовые сооружения, но и гражданские объекты. Одним из наиболее значимых экспонатов Эрмитажа в этой области является роспись «Бодхисаттва Манджушри».

Манджушри – легендарный сподвижник Будды Шакьямуни, учитель и проводник всех, кто сподвигнулся достичь просветления и стать Буддой. Манджушри считается воплощением высшей мудрости. Он является покровителем искусств и всех стремящихся к знаниям. Особенно популярен культ Манджушри был в Тибете и Китае, где его образ встречается во многих легендах. По одной из версий, под влиянием культа Манджушри народность чжурженей стала именоваться маньчжурами.

Sape