Путь на сайте

Таврический дворец

 В конце XVIII века недалеко от Петербурга в направлении на излучину Невы появился новый дворец, построенный в модном тогда архитектурном стиле классицизм. Дворец был построен для виднейшего сановника времён Екатерины II светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического.

Выходец из среднепоместного дворянского рода Г.А.Потёмкин выдвинулся на роль второго в империи человека после императрицы благодаря своим государственным и дипломатическим талантам. Ясский мирный договор, в подписании которого принимал участие Потёмкин, закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым, усилил её политические позиции на Кавказе и Балканах. К России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе восстанавливалась граница по реке Кубань. Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязалась не предпринимать каких-либо враждебных действий против грузинских земель.

  

  

Велики заслуги Потёмкина и в хозяйственном освоении новых территорий. И хотя в истории остался термин «потёмкинские деревни», именно благодаря стараниям Григория Александровича быстрыми темпами росли новые причерноморские города Екатеринослав, Николаев, Херсон и другие. Значительным было и влияние Потёмкина в укрепление обороноспособности южных рубежей великой России, в создании Черноморского флота.

Поэтому закономерным стало прославление Григория Александровича.

 

Архитектором нового дворца был выбран Старов – давнишний знакомый Потёмкина. Они когда-то вместе учились в училище при Московском государственном университете. Первоначально дворец назывался Загородным домом у Конногвардейской слободы. Современных жителей города такой название может удивить – ибо сейчас он находится в центре Петербурга. Однако в конце XVIII века данный район действительно был окраиной города. Фактически здесь располагались только казармы Гвардейского Конного полка, да в излучине реки находился Смольный собор.

Место было выбрано не случайно. Гвардейский Конный полк был одним из тех, кто привёл Екатерину Вторую к власти. Императрица любила здесь бывать и Потёмкин решил построить здесь дворец для того, чтобы Екатерина могла останавливаться недалеко от любимых ею гвардейцев.

Старов выполнил дворец в стиле классицизм, для которого характерна симметрия, использование античных мотивов в украшении объёма здания. Чуть позднее ко дворцу была пристроена ограда.

 

Таврический дворец был «открыт» 28 апреля 1791 года балом в честь окончания русско-турецкой войны. По легенде он был построен Екатериной Второй для своего фаворита Григория Потёмкина, но на самом деле его строил сам Потёмкин на свои средства.

Дворец, по замыслу создателя, должен был послужить не только прославлению России. Ещё в ходе войны Потёмкин получил известие, что его место любовника императрицы занял молодой офицер Платон Зубов. Тогда Потёмкин и решил показать Екатерине, что его рано пока сбрасывать со счетов. Дворец и должен был стать напоминанием величия и мощи старого фаворита.

Эта идея в какой-то степени удалась. Императрица осталась на празднике до 3 часов ночи (при том, что обычно ложилась спать не позднее полуночи). Однако надежды Потёмкина на то, что она останется с ним до утра не оправдались. Простившись, она отправилась к себе.

Купольный зал – один из главных сохранившихся сейчас залов дворца. Название он получил от купола, которым завершается перекрытие. Роспись купола выполнена техникой французской гризальной живописи.

 Под куполом расположены хоры.

     

Сейчас купольный зал имеет орган, выполненный в Европе и введённый в эксплуатацию в 2010 году. Иногда во дворце устраиваются концерты органной музыки.

 

Во времена Потёмкина в этом зале также стоял орган. Однако он был совершенно другим, меньшим по размеру. Сейчас этот орган располагается в Меньшиковском дворце.

Стены дворца украшены сюжетами из гомеровской «Иллиады», что не случайно, ибо часть действия данного произведения происходила в Тавриде, завоёванной Потёмкиным в ходе русско-турецкой войны.

 

Екатерининский зал – один из самых больших бальных залов Европы того времени, которые использовались для балов и других подобных мероприятий. В нём одновременно могло находиться до 3000 человек. Изначально в зале висело 56 люстр.

 Во время праздника в честь окончания русско-турецкой войны впервые прозвучала ода Г.Державина «Гром победы, раздавайся», которая в течении многих десятилетий служила неофициальным гимном России. Помимо обычных люстр, были подвешены и музыкальные. Они начинали звучать, когда к ним кто-либо приближался.

 

Отличительной особенностью дворца явился большой Зимний сад, который архитектор расположил за Екатерининским залом. В саду было высажено большое количество различных деревьев, причём располагались они не в кадках, а в земле. В саду пели соловью, были устроены фонтаны с лавандовой водой.

Среди многочисленных скульптур, украшавших сад, выделялась скульптура Екатерины-законодательницы. Делая заказ на изготовление скульптуры, Потёмкин хотел понравиться своей возлюбленной, но его ожидания оправдались не в полной мере. Сама скульптура императрице не понравилась, хотя она и не потребовала убрать её.

При Павле Первом Таврический дворец утратил свои парадные функции. Новый император приказал передать его Гвардейскому Конному полку. В результате в Купольном и Екатерининском залах был ликвидирован паркет и на пол насыпана земля. Екатерининский зал стал Большим манежем, Купольный – Малым манежем.

Вновь дворец был отреставрирован уже при Александре Первом. Выполнявший эти работы архитектор Луиджи Руска поднял полы на 60 см и переделал базы колонн.

Дворцовая церковь знаменита тем, что в ней проходило венчание дочери А.В.Суворова Натальи с графом Зубовым. К алтарю её вела сама Екатерина Вторая. А во дворце в течении некоторого времени проживал и сам будущий генералиссимус.

После Великой Октябрьской социалистической революции церковь была закрыта, а в 30-х годах ликвидирована. Там был устроен кинозал, а сейчас находился зал заседаний. Вопрос о восстановлении церкви поднимался неоднократно, но в настоящее время нет возможности его решить.

  

 

 

Алтарная часть Дворцовой церкви.

 

Печальным образом дворец связан и с именем выдающегося российского историка XIXвека Николаем Михайловичем Карамзиным. Именно здесь в 1826 году он скончался.

После пожара в Зимнем дворце в 1837 году оставшуюся неповреждённой мебель свезли в Таврический дворец. Позднее дворец сохранил свои функции «склада» мебели придворного ведомства, которую по различным причинам некуда было пристроить. И лишь к конце века он вновь стал приобретать функции парадной резиденции.

При оформлении Екатерининского зала на потолке была сделана надпись: SPQR – сокращение от древнеримского лозунга «Сенат и народ Рима», которая выражала единство власти и граждан Римской республики и служила символом демократических ценностей Древнего Рима этого периода.

 

Тогда, конечно, никто и предположить не мог, что именно в Таврическом дворце будет заседать первый российский парламент – Государственная Дума.

Несмотря на то, что первая русская революция не смогла решить всех стоящих перед ней задач, декабрьское вооружённое восстания в 1905 году заставило царизм пойти на уступку наименее революционным слоям восставших. После подавления восстания был издан закон о созыве первой в России законодательной думы. Несмотря на то, что выборы в неё носили реакционный характер (более половины населения страны были лишены права голоса, выборы были неравными и многостепенными), это было всё-таки шагом вперёд по сравнению с самодержавием.

Для заседаний Думы и стал использоваться Таврический дворец. Зал заседаний Государственной Думы появился на месте бывшего Зимнего сада. Эта часть дворца была перестроена и приспособлена к нуждам депутатского корпуса. Поскольку он был многоконфессиональным, во дворце кроме православной церкви, существовали и места для отправления депутатами других религиозных обрядов.

           

Библиотека при Думе заслужила самую высокую оценку. Ни в одном парламенте Европы литература не была так тщательно подобрана. Представители европейских парламентов с завистью осматривали российские книги по политике, экономике, юриспруденции, которые находились думской библиотеке.

Вместе с тем от депутатов требовалось безукоризненное владение языком. Читать «по бумажке» с трибуны запрещалось. Вся речь должна была содержаться в голове. И, надо сказать, депутаты полностью соответствовали этому требованию. Многие из них могли говорить часами, обильно сыпать цитатами, цифрами, фактами, которые помнили наизусть.

Такой высокий интеллектуальный уровень депутатского корпуса подтверждался высокой зарплатой. Ежегодно рядовой депутат получал 3500 рублей жалования. Для сравнения: неквалифицированный рабочий в Петербурге получал 200 рублей, крестьянин – примерно 400 рублей, машинист паровоза на Николаевской дороге (наиболее квалифицированный рабочий) – 1250 руб.

Сразу же при учреждении Думы были приняты меры против того явления, которое в современном мире получило название лоббирование. Депутатам и выступавшим в Думе министрам было запрещено встречаться друг с другом. Для того, чтобы у министров была возможность войти в зал заседания минуя депутатский корпус, рядом с Думским залом был пристроен Министерский павильон. Именно там министры ожидали своей очереди выступить перед депутатами и туда же они уходили сразу же после своего выступления.

В одну из ночей потолок Думского зала обрушился. Поскольку в этот день в Думе должен был выступать П.А.Столыпин, в массах заговорили об очередном покушении на Петра Аркадьевича. Однако никакого покушения не было. Причиной в ходе расследования были признаны деревянные балки перекрытия, которые рассохлись и перестали выдерживать вес потолочной конструкции. Тем не менее, петербургские мальчишки ещё долгое время бегали по городу и предлагали купить у них гвозди «с места покушения». Понятно, что предлагаемые ими гвозди ни имели никакого отношения к Таврическому дворцу.

С дворцом связана и краткая история Учредительного собрания.

Сразу после Февральской революции 1917 года возник вопрос о том какова должна быть новая власть. Практически никто не сомневался, что это должна быть демократическая власть, опирающаяся на весь или практически весь народ. Решить этот вопрос и должно было Учредительное собрание, подготовке к которому и приступило Временное правительство.

Однако процесс подготовки проходил крайне медленно. Даже спустя полгода выборы в Учредительное собрание ещё не состоялись. А вскоре в результате Великой Октябрьской социалистической революции к власти пришли Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Вопрос о власти был решён, Собрание стало ненужным, хотя и было избрано в ноябре 1917 года.

5 января 1918 года открылось первое и последнее заседание Учредительного собрания. Оно отказалось признать свершившийся факт перехода власти к Советам и было распущено. По легенде начальник караула Собрания матрос Железняк разогнал депутатов словами «Караул устал!»

После Великой Октябрьской социалистической революции в Таврическом дворце располагался Крестьянский университет, а в дальнейшем – Высшая партийная школа. Вскоре после революции дворец получил имя одного из руководителей петроградских большевиков Урицкого. Но это название не удержалось и через несколько лет ему вновь вернули старое название. В настоящее время во дворце заседает Межпарламентская ассамблея стран СНГ.

В одном из вспомогательных помещений восточного крыла дворца располагается атриум. Сейчас он используется как музей, посвящённый вопросам демократических форм государственного управления.

 

И этот зал, и Думский зал активно используются в работе с детьми. Во время экскурсий детей и подростков с ними проводятся деловые игры, связанные с развитием демократии в современной России или же детям предлагается разбиться на партии периода царской Думы и, исходя из политических интересов той или иной партии, решать проблемы современной России.

Sape