Вокзалы

 

Вокзал в Петербурге

Первоначально вокзал в Петербурге предполагалось строить на берегу р. Фонтанки, однако землю под строительство выкупить не удалось. Поскольку поджимали сроки ввода линии в эксплуатацию, Ф.А.Герстнер нашёл выход, соорудив временное здание вокзала на территории Семёновского плаца у Загородного проспекта рядом с Введенской церковью на месте современной станции метро «Пушкинская». Здание строилось с расчётом на год-два и было деревянным. До нас не дошли ни чертежи его, ни рисунки. Известно лишь, что вокзал состоял из двух частей. Одна часть 16-метровым боковым фасадом выходила на Загородный проспект; длина составляла 19 метров. Другая часть длиной 70 метров примыкала к ней под углом. От второй части отходила 100-метровая открытая платформа. На 1 этаже вокзала располагались залы ожидания и кассы, а на 2 этаже – правление дороги и зал заседания акционеров. Внутренние помещения удобств не имели.

Железная дорога не получила дальнейшего развития, как предполагал Герстнер, и уже весной 1838 года было принято решение оставить вокзал на Загородном проспекте.

Тем временем «чугунка» стала пользоваться большой популярностью у петербуржцев, в связи с чем выявились все недостатки, связанные с небольшим по объёму зданием. В конце 40-х годов была снесена деревянная Введенская церковь и освободившийся участок земли был передан акционерному обществу Царскосельской дороги. В 1848 году было принято решение строить новый каменный вокзал. Архитектор К.А.Тон разработал его проект, который и был утверждён 10 февраля 1849 года. В том же году новое здание вокзала было заложено рядом со старым.

Новый вокзал был открыт в 1851 году. Он представлял из себя двухэтажное здание длиной 42 метра. На первом этаже размещался небольшой зал, билетные кассы и багажное отделение. В левом крыле располагались две императорские комнаты, в которые вёл отдельный вход от специального бокового подъезда. На втором этаже размещалось правление дороги и были устроены квартиры служащих. С правой стороны к главному зданию примыкало боковое крыло, расположенное вдоль Введенского канала. С левой стороны к главному зданию подходила аркада с лестницами, ведущая на платформу. К вокзалу подходили три пути под углом. Два крайних шли вдоль платформ, а средний предназначался для перегона паровоза с помощью трансбордерной тележки.

Вокзал 1851 года не отличался комфортом и был довольно грязным. В середине 70-х годов в результате сноса старой станции и использовании части её территории общество получило возможность перестроить и расширить вокзал. Фасад по Загородному проспекту был удлинён на 60 метров, а с левой стороны был пристроен новый боковой флигель с парадным подъездом. Этот флигель был спроектирован для комнат «высокопоставленных особ». За новым зданием находился товарный двор с двумя путями. Отдельные черты старого здания сохранились, но изменения планировки, размеров были настолько большими, что можно считать отреконструированный вокзал третьим по счёту. На фасаде вокзала появилась надпись «Царскосельская железная дорога», а в 1882 году на парапете вместо надписи были установлены часы.

В царской России было принято проектировать отдельные залы ожидания для пассажиров различных классов. В основном отделяли пассажиров 1 и 2 классов от 3-го. Наибольшая забота проявлялась о привилегированных пассажирах из числа имущих классов. Так, по указаниям Департамента железных дорог России 1886 года, действовавшим до установления Советской власти, при расчёте площади пассажирских залов на каждого пассажира 1 и 2 классов полагалось 0,75 до 1 квадратной сажени (3,41-4,35 м2), а на каждого пассажира 3 класса от 0,25 до 0,33 кв. сажени. Но для столичных вокзалов эти нормы немного изменялись.

 

Вокзал станции Царское Село

Строительство здания первого вокзала было начато осенью 1836 года, но работа шла медленно, так как общество не могло найти лиц, желающих взять на себя внутреннюю отделку и меблировку. Здание Царскосельского вокзала состояло из каменной двухэтажной центральной части, которую венчала башня с часами; вся её высота составляла 21 метр. С обеих сторон к ней примыкали одноэтажные деревянные флигели. Общая длина фасада была около 100 метров. К флигелям примыкали платформы с навесами – одна для выхода пассажиров, а другая для посадки в поезда. Башенные часы с четырьмя циферблатами имели большой вес, что потребовало сооружения утолщённых стенок центральной части.

Со стороны Петербурга рядом со станцией были построены два деревянных отапливаемых сарая для хранения паровозов и вагонов. Длина сараев составляла 32 метра, ширина 6 метров. Одно помещение с двумя путями предназначалось для 16 вагонов, а второе, однопутное – для 3 паровозов. К ним примыкало здание мастерских. Весь комплекс имел форму буквы «П». Мастерские просуществовали до 1840 года.

На станции имелось 3 пути: 1 – сквозной, 2 – боковой для посадки и высадки пассажиров, 3 – запасной с тупиком в мастерские.

Для того, чтобы вызвать у людей желание посещать пригороды, Ф.А.Герстнер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы, где приехавшие могли бы отдохнуть, посидеть в буфете или ресторане, интересно провести время. Обе эти станции должны были выполнять одинаковые функции, но Царскосельская только частично справилась с задачами. Её главная заслуга заключалась в том, что она способствовала расширению города и образованию нового района, расположенного между бульваром и железнодорожной линией.

В первые годы работы дороги в одном из залов станции устраивались концерты, спектакли и танцевальные вечера, однако в связи с удалением от центра города и малыми размерами зала эти концерты большой популярности не получили и в дальнейшем не проводились. В 1841 году почти напротив станции за железнодорожными путями открылись Императорские скачки (ипподром), что увеличило поток пассажиров. В дни проведения скачек доход компании увеличивался. Чтобы ещё больше привлечь петербуржцев, она построила со стороны ипподрома небольшую платформу и проложила к ней путь.

В первые годы после открытия дороги Царскосельский вокзал посетили М.Ю.Лермонтов, М.И.Глинка, О.Бальзак и многие другие известные лица.

В середине XIX века здание вокзала было реконструировано. Новое возвели на старом фундаменте с сохранением центральной каменной части. Оно было построено в готическом стиле. Его украшением служили остроконечные крыши и башенки. В здании ликвидировали перекрытие между 1 и 2 этажами, а саму центральную часть превратили в вестибюль. Боковые флигели заново отстроили тоже деревянными. В левом, если смотреть с площади, на 1 этаже разместился буфет, зал для пассажиров 1 и 2 классов и хозяйственные помещения. В верхнем этаже располагались кухня и комнаты прислуги. Правый флигель был спроектирован одноэтажным. В нём находился зал для пассажиров 3 класса и служебные помещения.

К зданию вокзала примыкала платформа, у которой останавливались поезда, следующие из Петербурга. Для поездов, прибывающих из Павловска, сделали платформу, расположенную между путями. Для удобства пассажиров платформы были расставлены в шахматном порядке. Путевое хозяйство значительно расширили. Недалеко от вокзала было построено помещение для гаража и грузов, а также паровозное депо на два стойла. В конце платформы недалеко от вокзала со стороны Петербурга возвели одноэтажное деревянное здание «для высокопоставленных особ» - великокняжеский павильон.

 

Вокзал станции Павловск

Железная дорога входила на территорию Павловского парка через специально построенные ворота. Территория станции ограждалась забором. Путь в Павловске заканчивался небольшим деревянным поворотным кругом в конце платформы.

Территория парка, где строилась станция, не переходила в собственность общества, а только арендовалась. По существовавшему положению, проекты всех строений, вплоть до заборов, должны были утверждаться хозяином парка, великим князем Михаилом Павловичем. На проект вокзала 15 марта 1836 года был объявлен конкурс. Перед конкурсантами ставилось условие: стоимость строительства не должна была превышать 200 тыс. рублей. Всего поступило 13 проектов, в том числе 11 русских и два немецких – архитекторов из Берлина Шлютера и Штарка. Рассмотрение состоялось 25 мая 1836 года: победителем оказался архитектор А.И.Штакеншнейдер. Здание было заложено 7 июля. За строительством наблюдал его помощник архитектор Франц Руска.

Строительство продвигалось медленно. Дождливое лето осложняло работы, так как отсырели стройматериалы. К осени здание подвели под крышу и покрыли железом. Но из-за сырости нельзя было начинать штукатурные работы. Тогда для просушки помещений установили 24 печи, которые круглосуточно топили. Когда подсохли первые несколько помещений, в них приступили к отделке. Вскоре они были готовы принять катающихся по открытому участку дороги. Ко дню официального открытия линии 30 октября 1837 года здание закончено не было. Оно вступило в строй только 22 мая 1838 года.

С первых же дней Павловский вокзал стал излюбленным местом отдыха петербуржцев. Известный в те годы драматург и поэт Н.В.Кукольник в письме композитору М.И.Глинке восторженно отмечал: «Для меня железная дорога – очарование, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский вокзал, вчера же впервые открытый для публики... Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных... На хорах музыка, внизу пение тирольцев. Что, если бы московские цыгане полюбопытствовали прокатиться по железной дороге и испытать счастье в нашей столице и в этом вокзале? Что, если бы на хоры возмостился Штраус со своим магическим оркестром? Что бы тогда был наш вокзал? Но уже и теперь его оглашают приятные звуки заезжих музыкантов и полковой музыки, которая вчера с двух часов прекрасно исполняла разнообразные пьесы, между прочим, некоторые из твоей оперы».

Слово «вокзал», таким образом, своим происхождением обязано Павловску. Это изменённое английское название увеселительного заведения с садом и залами для балов и концертов в пригороде Лондона «Воксхолл», не имевшего никакой связи с транспортом. В Павловске же подобное заведение открылось при железной дороге. В дальнейшем это название распространилось на все пассажирские здания железнодорожных станций.

Вокзал состоял из платформы длиной 90 метров, над которой был навес на половину длины. От середины станционного перрона в сторону отходила крытая галерея длиной 43 метра, которая вела во внутренние помещения. Здание вокзала напоминало в плане Большой Павловский дворец. Вдоль флигелей вокзала со стороны сада шли крытые галереи для прогулок в дождливую погоду. Помещения в боковых флигелях, непосредственно примыкающие к центральной части, предполагалось использовать для размещения зимних садов, но они сделаны не были и там находились бильярдные. Общая длина вокзала со стороны сада составляла 107 метров.

Первоначально музыка в вокзале имела второстепенное значение, она звучала во время обедов, на балах и танцах. Постоянного оркестра не было. Несколько бродячих музыкантов располагались на хорах, так как эстрада в помещениях отсутствовала. На открытой же эстраде в саду в определённое время играл военный духовой оркестр.

В этот год наибольшее число посетителей приходилось на июнь, в последующие месяцы их количество стало снижаться. Это потребовало от дирекции дороги оживить деятельность вокзала, в котором в августе стали устраивать иллюминации, фейерверки и балы. К осени администрация дороги пригласила в Павловск хор московских цыган под управлением О.И.Соколова. Начало их выступления было приурочено к первой годовщине открытия дороги, а 4 января 1839 года труппа покинула Павловск и уехала обратно в Москву. Несмотря на холодное осеннее время, концерты цыган собирали большое количество любителей этого вида искусства. С 5 января 1839 года там начал выступать первый профессиональный оркестр из 18 человек под руководством Генриха Германа. Он исполнял известные тогда произведения, в том числе «Вальс-фантазию» М.И.Глинки, весьма популярный и одно время даже называвшийся «Павловским вальсом». Концерты продолжались неделю и 17 января Герман уехал на гастроли в Москву.

На зимний сезон 1839 года дирекция дороги пригласила любимца петербургской публики, известного скрипача, композитора и дирижёра Иосифа Лобицкого. Одновременно для развлечения отдыхающих и гуляющих в саду были устроены ледяные горки. А летом и осенью этого года снова выступал вернувшийся из Москвы Г.Герман, для оркестра которого в саду построили специальную деревянную эстраду. На ней оркестр играл в ясные погожие дни и вечера. При плохой же погоде и во время обедов он располагался на террасе большого зала у фонтана. Оркестр Германа выступал в Павловске до 1844 года.

Начало 1844 года было омрачено пожаром, который возник днём 3 января в здании вокзала. Огонь уничтожил всю центральную часть сооружения, но дорога получила страховку и особого ущерба не понесла. На очередном собрании акционеров было высказано сомнение в целесообразности его восстановления. Некоторые хотели построить новое каменное здание в Царском Селе, но в результате обсуждения вопрос был решён в пользу восстановления Павловского вокзала. К работам приступили в начале февраля, а 13 или 14 мая здание было построено и открыто.

В старом здании вокзала ощущался недостаток больших помещений. Большой зал был мал, его планировка оказалась не очень удачной. В новом здании архитектор А.И. Штакеншнейдер учёл эти недостатки и произвёл перепланировку центральной части. Большой зал был расширен за счёт ликвидации круглого и двух буфетных залов и за счёт помещения для музыкального инструмента.

Чтобы привлечь возможно большее количество пассажиров, администрация дороги стала приглашать для выступления известных дирижёров, инструменталистов, вокалистов, устраивать благотворительные концерты. Слава о них распространилась не только в столице России, но и за рубежом. Знаменитые артисты считали за честь выступить на концертах в Павловске.

Бесплатные концерты, за исключением благотворительных вечеров и бенефисов, привлекали многих дачников, причём разных сословий. Таким обилием посетителей не могла похвастаться ни одна концертная эстрада ни в Петербурге, ни в других городах. Снимать дачи в Павловске и его окрестностях стало престижно, хотя стоили они дорого. Газеты писали: «Павловск считается первой аристократической колонией, зато и цены там чудовищны. В улицах, прилегающих к большому саду, за три комнаты с мебелью платили 360 рублей, т.е. такую сумму, за которую в Галёрной гавани можно купить целый дом». Один корреспондент спрашивал: «Отчего же такое счастье Павловску, когда другие гульбища пользуются обыкновенно кратковременным благом? – и сам себе отвечал: - Оттого... что с Павловском вокзалом соединяются удобства, каких лишены другие загородные петербургские гуляния... Вы без всяких хлопот и суетни... садитесь в карету, в линейку, куда вам угодно, и не пройдёт часа... вы уже там, пронеслись 25 вёрст».

Всё это активизировало в Павловске и его окрестностях дачное строительство: вырастали дома на пустырях, к существующим домам прилаживались дачные флигеля, возникали новые районы: город местами, особенно у железнодорожной станции, начал наступать на территорию парка; открывались гостиницы, торговые заведения, спортивные площадки. Павловск привлекал на лето многих сановников, деятелей науки и искусства. Там жили: А.П. и К.П. Брюлловы, П.К.Клодт, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А. Гончаров, И.И.Панаев, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи и многие другие.

Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра из 30 человек под управлением И.Штрауса. 10 сезонов подряд прославленный композитор, дирижёр и скрипач возглавлял в летние месяцы этот оркестр. На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 годах. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрёл новую форму своей деятельности – концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка.

Приближалась 25 годовщина открытия дороги и Павловский вокзал решено было сделать местом торжеств. Зимой 1860/1861 года произвели перестройку вокзала. Центральный зал был передан слушателям и музыке. Для этого из него в боковой флигель убрали ресторан, зал расширили и соорудили постоянную эстраду на месте террасы. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора А.В.Петцольда. Торжества состоялись в октябре 1862 года. Иллюминация вокзала и сада состояла из 3000 свечей

Sape