... Между Ленинградом и Москвой... Часть 1: История

Населённый пункт под названием Бологое известен с 1495 года. Тогда он принадлежал Новгородской земле. Располагался он на границе с Тверским княжеством и был известен прежде всего своей торговлей и сельскохозяйственным производством. Подробных сведений об этом городке практически не сохранилось. Известно лишь то, что на русском языке того времени слово «бологое» означало «благой, хороший». И действительно, расположился населённый пункт на берегу одноимённого озера на северной границе Валдайской возвышенности, в холмистых местах, с небольшими островками деревьев. Поля, луга с высокой точки видны далеко-далеко и кажется, что эта русская природа тянется за горизонт, бесконечно долго.

Существует легенда о появлении Бологого: «Бродила по землям этим древним заповедным богиня любви и красоты Лада. Да налетели печенеги, увидели ее и ну, ловить. Бросилась бежать Лада, но ухватился ворог за жемчужные бусы ее. Порвались бусы, рассыпался жемчуг, превратились жемчужины в озера – большие и малые. И потонули в этих озерах захватчики. А Лада растворилась в воздухе и раскинулась благодатью на места наши благие, бологовские».

Одно из озёр имеет искривлённую форму, как бы запятая огибает холм. По обоим берегам и поселились люди в стародавние времена. В большом озере водилось много рыбы, в лесах водилась дичь. Может быть, не только от красоты здешней природы, но и из-за обилия пищи и прозвали древние жители это место «бологое».

А в настоящее время озеро выглядит так:

 

Для связи двух берегов через озеро был перекинут пешеходный мостик:

 

В 1995 году близ озера был установлен памятный знак в честь 500-летия города.

 

Таких городков на Руси бессчётное количество. Их сотни, тысячи. Они не шумные говорливые столицы. В них не происходит яркая публичная жизнь. Они не на виду у всей страны. И про них мало кто знает.

И скрылось бы Бологое от людских глаз так же, как эти тихие, спокойные, неторопливые городки. Но в 40-х годах позапрошлого века началось строительство, которое враз изменило судьбу не только Бологого, но и всей России.

Россия вступила в полосу железнодорожного строительства относительно поздно. Уже существовали «чугунки» в Англии и Франции, уже бегали паровозы по Германии и Австрии, уже пугали паровозные гудки диких зверей американских прерий, а в России ещё спорили о необходимости рельсовых путей сообщений. 25-вёрстная линия между Петербургом и Царским селом, а позднее Павловском, проложенная австрийским инженером Герстнером имела, скорее, развлекательное значение и лишь приучала общество к этому способу передвижения.

Однако прогресс остановить было невозможно. Опыт строительства и эксплуатации железных дорог в мире показал, что новое транспортное средство гораздо эффективнее господствовавших ранее гужевой тяги и водного транспорта. 1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве первой в России магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

Эта дорога явилась уникальной не только для России, но и для всего мира. Нигде ранее не строились столь протяжённые магистрали. Она изначально и проектировалась, и строилась сразу двухпутной. При строительстве использовался ряд инженерно-технических новшеств.

Бологое оказалось на середине этой магистрали. До Петербурга было 294 версты, до Москвы – почти 310 вёрст. На станции было построено паровозное депо.

Позднее станция стала узловой. В 1870 году железная дорога соединила Бологое с Рыбинском. В 1897 году от Бологого отошла линия на Псков. А в 1907 году рельсы протянулись на Полоцк.

Город стал привлекательным для многих талантливых людей: художников Маковского и Рериха, поэта Некрасова, композитора Панаева.

Станция Бологое строилась как станция I класса. Под стать ей был и вокзал: островной, с полукруглыми торцами, большими помещениями для пассажиров всех классов и служебными помещениями для работников. Вокзал был одноэтажным.

Однако рост пассажиропотока оказался столь значительным, что уже в начале 70х годов стало видно, что вокзала не хватает. Было принято решение увеличить его. Был сооружён второй этаж, а позднее удлинено само здание. В 1977 году появился и третий этаж. Так вокзал принял современный вид.

 

 

Одновременно со станцией было сооружено и паровозное депо. Здесь производился технический осмотр, ремонт паровозов, их экипировка (снабжение углём, водой). Проект депо разрабатывал известных железнодорожный архитектор Р.А.Желязевич, который взял за образец круглый корпус, поместив  в него в соответствии с объёмами работ 22 стойла. Здание было накрыто куполом, вершину которого венчал фонарь. В дальнейшем депо увеличивалось, совершенствовалось. Со стороны первого главного пути оно сейчас выглядит таким образом:

 

Один из самых трагических памятников в Бологом был установлен в память о пожаре 1911 года. 20 февраля этого года в помещении городского синематографа во время представления вспыхнул пожар. Пламя быстро охватило деревянную конструкцию. Людей охватила паника, они бросились к выходу. Возникла давка, которая только усугубила ситуацию. Всего в огне погибло 64 человека, большинство их которых – 40 человек составляли дети. Многие семьи сгорели полностью.

Уже ночью была отслужена панихида, а вскоре стали собирать деньги на поминальную часовню. Она была открыта уже через год на месте сгоревшего синематографа. Часовня-ротонда построена в стиле русского классицизма, который также называют византийским стилем. Ее фундамент выполнен из четырех гранитных плит, стены из красного кирпича, что подчеркивает особый трагизм события. В 1990 году часовня была отреставрирована и с тех пор в ней поминают всех погибших при чрезвычайных обстоятельствах.

Через Бологое пролегал последний путь императора Николая II, выехавшего рано утром 28 февраля 1917 году из своей Ставки в Могилёве на Царское Село. До станции Бологое поезд добрался спокойно. Но по выезду с этой станции на поезд поступила телефонограмма революционного начальника Николаевского вокзала в Петрограде поручика Грекова с требованием развернуть поезд обратно. Это требование объяснялось беспорядками на линейных станциях. Когда поезд вернулся в Бологое, стало известно, что на дороге в Петроград революционные железнодорожники разобрали рельсы. Оставался единственный путь – на Дно и Псков.

Город сыграл большую роль и при подавлении корниловского мятежа. 25 августа 1917 года генерал Корнилов в сговоре с Керенским направил войска на Петроград, чтобы ликвидировать Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и установить режим военной диктатуры. 29 августа в Бологом создаётся Чрезвычайный исполнительный комитет по борьбе с контрреволюцией. Ему на помощь приходит сводный отряд из Москвы и три роты Тверского гарнизона. В результате мятеж Корнилова был подавлен.

26 октября жители города узнают о вооружённом восстании в Петрограде. Бологоевский Совет собирается на внеочередное заседание и создают Военно-революционный комитет, который подчиняется Советской власти. Впервые в истории Бологого управлять городом избираются рабочие: железнодорожный слесарь Н.С.Николаев, телеграфист М.Д.Степанов, а также солдат А.Чернов.

Белогвардейцы не могли примириться с мыслью о том, что «чернь» пришла к власти. В районе Бологого появился бронепоезд, действовавший на стороне Керенского. От станции он потребовал немедленно пропустить его на Москву для помощи юнкерам. Железнодорожники Бологого пошли на хитрость: они забили дорогу продовольственными эшелонами. Бронепоезд согласился следовать в Москву по обходному полоцкому пути. Но бологовцы уже предупредили рабочих находящейся на этом пути станции Куженкино о движении неприятеля и те успели разобрать путь. В результате помощь белогвардейцам оказана не была, и мятеж юнкеров в Москве был подавлен.

Яркую страницу жители города вписали во время Великой Отечественной войны.

Фашисты рвались к городу, чтобы вбить клин между двумя группировками советских войск, оборонявшимися под Ленинградом и Москвой. Особенно тяжёлым был налёт 22 июля 1941 года. Фашисты бомбили район главного парка станции и нефтебаков. Часть станции была уничтожена, сильный пожар охватил скопившиеся на станции грузы. В этот день совершили подвиг бойцы истребительного батальона И.Д.Богданов, А.Я.Дашкевич, И.И.Суслов. На путях стоял состав с боеприпасами. Фашистские самолёты охотились за ним и сбрасывали одну бомбу за другой. Прямое попадание грозило уничтожением не только всей станции, но и города. Трое смельчаков, не имея прав управления, бросились к ближайшему паровозу, смогли привести его в движение, прицепили к составу и вывели его со станции. Этим подвигом они спасли не только Бологое, но и боеприпасы, которые ждали войска под Ленинградом. Смельчаки были награждены орденами Красного Знамени. Это были первые правительственные награды жителям города во время войны.

Жители города принимали активное участие в сборе средств в фонд обороны. Только в 1941 году бологовцы собрали 2 млн. 825 тыс. рублей деньгами и 1500 пудов зерна. Всего же жители города и района за время войны собрали более 5 млн. рублей. На эти деньги в том числе была построена и танковая колонна «Калининский фронт».

Фашисты понимали значение станции в системе советской обороны. Всего с 1 июля 1941 года до 19 февраля 1944 года гитлеровцы 527 раз бомбили станцию и город. Почти каждый день совершались налёты бомбардировщиков. Особенно страшным был март 1943 года. Гитлеровское командование вызвало специальную авиадивизию из Франции. Перед ней была поставлена задача: во что бы то ни стало уничтожить «проклятое Бологое». 10 дней и ночей, с 13 по 23 марта в небе над городом непрерывно кружили фашистские самолёты. На город было сброшено 1811 бомб. Разрушались пути, депо, горели вокзалы, дома, гибли люди. На своём посту погиб начальник Медведевской дистанции сигнализации и связи И.В.Маньковский. Но люди сражались. Они тушили пожары, восстанавливали пути, ремонтировали паровозы. Ни разу за эти десять дней станция не закрывалась более чем на два часа. И шли эшелоны на фронт. Один за другим. Зачастую прямо под бомбами. Станция жила: «Всё для фронта, всё для победы!»

 

В ознаменование подвига бологовских железнодорожников на станции был установлен памятник – паровоз Эу-706.

Другой памятник – жителям города, погибшим в годы Великой Отечественной войны был установлен в городе:

Из Бологого на фронт ушло 18166 человек. Домой не вернулось 7054 защитника. 1271 человек погиб на трудовом посту. Памятник был установлен в ноябре 1965 года.

Мемориальный комплекс установлен и на городском кладбище, где похоронено более 900 человек, погибших во время Великой Отечественной войны.