Особняк Половцова

 

В начале ХХ века особняк являлся одним из наиболее роскошных зданий столицы империи. Разнообразие и высокое мастерство исполнения поражали каждого, кто переступал порог этого здания.

История этого особняка, а точнее, места, где он располагается, начинается в середине XVIII века. Первым хозяином дома был великий канцлер Гавриил Иванович Головкин, который с приходом к власти императрицы Анны Иоанновны оказался в опале и его имущество было передано казне. Затем дом неоднократно переходил из рук в руки.

Будущий особняк Половцова сыграл определённую роль и в международных отношениях.

В 1787 году здесь прожил три месяца уроженец Венесуэлы известный латиноамериканский революционер Франсиско де Миранда – один из руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Преследуемый испанскими властями, он оказался в России, где был хорошо встречен не только обществом, но и властями, так как интересы нашего государства в Тихоокеанском регионе в том время сталкивались с интересами Испании.

А в 1793 году в здании останавливается уже не республиканец-революционер, а наоборот, ярый монархист, брат свергнутого и казнённого французского короля Людовика XVI граф д`Артуа – будущий король Карл Х. Здесь граф получил известие о казни короля. В России д`Артуа пытался договориться с Екатериной II о борьбе против революции, но время ещё не пришло и пришлось брату Людовика уехать ни с чем.

Из числа известных фигур, проживавших в этом здании, следует упомянуть и Екатерину Романовну Воронцову-Дашкову. Более десяти лет она возглавляла крупнейшие российские научные учреждения: Академию наук и Российскую академию и сделала немало для поднятия авторитета российской науки.

В 1835 году здание на этом месте покупает князь Сергей Сергеевич Гагарин, гофмейстер, директор императорских театров. Именно этому человеку принадлежит идея открытия в Петербурге Александринского театра – ныне одного из ведущих театров города.

Князь Гагарин сразу начинает перестройку, для чего приглашает архитектора Александра Христофоровича Пеля, известного тем, что вместе с Монферраном принимал участие в строительстве Исаакиевского собора. Пель переносит фасад с набережной на Большую Морскую улицу и украшает его полукруглым эркером, и в результате этого здание приобретает современный вид. Гагарин выписывает из-за границы мраморные лестницы, камин, которые сейчас являются украшением особняка.

Спустя 30 лет владелицей особняка становится Надежда Михайловна Половцова – жена видного государственного деятеля Александра Александровича Половцова. Надежда Михайловна была приёмной дочерью барона Александра Людвиговича Штиглица и по отчеству ходили слухи, что она являлась внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича. До замужества она носила фамилию Юнина (или Июнева), так как была подкинута Штиглицам в июне.

Муж Надежды Михайловны был высокообразованным человеком. Он занимал должность государственного секретаря и, помимо этого, был председателем Русского исторического общества, издававшего в числе прочего им фундаментальный Русский исторический словарь. Он также явился инициатором учреждения Архива Государственного совета. Благодаря этому начинанию, до нашего времени дошли многочисленные документы по истории Российской империи.

Переделка интерьеров дворца производилась в течении длительного времени. В 70-е года новые образцы создавали архитектора Г.А.Боссе и Н.Ф.Брюллов, в 80-е года – архитектор М.Е.Мессмахер. В результате творчества этих прославленных мастеров декоративного оформления особняк Половцова получил возможность соперничать по красоте и изысканности с дворцами членов императорской семьи.

Наибольшее внимание Половцов уделил интерьерам второго этажа. Это были парадные залы, где хозяева принимали гостей, проводили балы и праздники. На второй этаж можно было подняться по парадной лестнице.

 

Создание интерьеров парадной лестницы связано с именем архитектора Пеля. Широкая лестница была куплена ещё князем С.С.Гагариным. Плафон и стены лестницы были выполнены в стиле барокко. На верхней площадке лестницы установлено огромное зеркало. Сейчас лестницу украшает уникальная карта Ленинграда, выполненная профессором Ленинградской академии художеств Андреем Андреевичем Мыльниковым в 1957 году.

 

В конце XIX века лестница была украшена французскими шпалерами XVI века, которые Наполеон Бонапарт подарил императору Александру Первому. Половцев приобрёл их для украшения не только лестницы, но и большого банкетного зала. Однако до нашего времени шпалеры не сохранились. Одна из панелей, в которых располагались шпалеры, после Великой Отечественной войны была использована как памятник ленинградским зодчим, погибшим на фронтах и в период блокады.

 

Поднявшись по парадной лестнице, посетители попадали в холл второго этажа. Он объединял гостиную и танцевальный Белый зал. Украшением холла являлся камин. Мраморный камин архитектор Николай Фёдорович Брюллов в конце XIX века обшил деревянными дубовыми панелями в виде шатра, увенчанным рельефным резным щитом. Дубовыми архитектор сделал и двери, украсив их резным десюдепортом.

Великолепный Белый зал считается лучшим интерьером особняка. Он выполнен в стиле Людовика XV архитекторами Боссе и Брюлловым. Своей роскошью он может сравниться с интерьерами французских дворцов середины XVIII века. Потолок украшен плафоном с аллегорической живописью, картины на стенах обрамляются позолоченной лепкой. Зал украшен орнаментами в стиле рококо в падугах плафона с выпуклыми барельефами и фигурами путти.

 

  Поскольку зал предназначался для проведения балов, перед архитектором встала задача разместить там музыкантов. Брюллов разместил оркестр на антресолях на балконе, прикрыв его искусно декорированными консолями в виде грифонов. За стеной располагалась нотная библиотека.

 

 Потолок зала украшен плафоном «Боги наблюдают за танцующими». Это один из самых больших плафонов во дворцах Петербурга. Его диаметр составляет 6 метров. Плафон сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Из-за многочисленных протечек он покрылся плесенью. Ленинградские мастера-реставраторы восстановили уникальную композицию и сейчас она выглядит такой же, как и во времена Половцова.

 

С плафона спускаются две великолепные хрустальные люстры с декором в виде дубовых листьев на кронштейнах в три яруса, с короной из акантов, венчающих центральный стержень. Декоративные полуциркульные ниши в глухой стене и классические ионические пилястры, расставленные в определенном ритме по периметру, объединили пространственный объем зала. В изысканной манере выполнен наборный паркет, для инкрустации которого потребовалось более 30 ценных пород дерева. Зал украшают пять двустворчатых дверей с позолоченной лепкой. Наличники дверей облицованы розовым итальянским мрамором.

Первый в этом зале бал состоялся в 1889 году. В нём участвовали 200 человек.

Ещё одно богато украшенное помещение носит название Зелёной гостиной. Она выполнена в стиле рококо. Плафон украшен богатым орнаментом, а арка, разделяющая зал на две половины – фигурками путти. Зале предназначался для парадного приёма гостей хозяйкой дома Надеждой Михайловной Половцовой.  

 

 Для кратковременного приёма одиночных посетителей использовался находящийся рядом будуар. Он имел отличительную особенность – эркер, выступающий далеко за фасад дома. Эркер помимо украшения фасады особняка со стороны Большой Морской улицы выполнял функции будуара хозяйки Надежды Михайловны Половцовой. Освещался зал пятью окнами в деревянных рамах. Подоконники круглый год заполнялись живыми цветущими розами, что поражало проходивших по Большой Морской людей.

   

Дубовый зал при Половцове исполнял функцию библиотеки (отсюда и его второе название – «Большая библиотека»).. Основой созданного интерьера стали купленные во Флоренции дубовые панели и шкафы с резным растительным орнаментом в стиле итальянского Возрождения XVI века. Шкафы разделены полуколоннами, на которые опираются кронштейны балкона-антресолей. На консолях — выступающие балконы с арками тимпанов с резным орнаментом. Библиотека освещалась двумя люстрами из горного хрусталя. В интерьер гармонично встроена угловая винтовая деревянная лестница, представляющая собой ажурное трёхъярусное сооружение. Лестница ведёт на антресоли и третий этаж.

 

В интерьер зала превосходно вписывается мраморный камин – уникальное творение флорентийских мастеров XVI века. Он выполнен из жёлтого сиенского, зелёного генуэзского, коричневого с прожилками мрамора. Топка – в виде портала с колоннами ионического ордера и тимпаном над ним.

 

Над тимпаном установлены две бронзовые аллегорические фигуры «Наука» и «Искусство», выполненные в Германии в XIX веке. Фигура Науки опирается на глобус, держа в руках циркуль.

 

Во времена Половцова библиотека приобрела значение послеобеденной гостиной. Здесь происходили заседания Русского исторического общества.

Во время Великой Отечественной войны в библиотеку попала немецкая бомба. Она не взорвалась, на залу был нанесён ущерб. Была повреждена часть потолка и безвозвратно погибла люстра. В послевоенный период люстру восстанавливать не стали, а передвинули торцевую стену ближе к середине. В результате симметрия потолка была восстановлена, но симметрия стен нарушена.

Бронзовый зал получил своё название по обилию бронзы в отделке интерьеров. Он приобрел славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства в Санкт-Петербурге. Несмотря на полное отсутствие окон, зал выглядит светло благодаря световому фонарю-плафону. Он оформлен в виде бронзовой литой золоченой орнаментной решетки и декорирован рельефными листьями и акантовыми розетками. Причудливый орнамент высоких падуг свода из лепнины с позолотой спускается на изогнутые линии балкона-антресолей. Фигурная решетка антресолей литая, из золоченой бронзы, протянута по всему периметру зала и выходит на антресоли Дубового зала. Поражают объёмы зала: его площадь 165 квадратных метров, а высота потолка – 10 метров.

 

На продольных глухих стенах четыре зеркала причудливых очертаний в бронзовых золоченых рамах отражают свет бра, напоминающих букеты цветов. Бра вмонтированы в зеркала с помощью мраморных консолей, декорированных картушами в центре, акантами, волютами, рокайлями.

В Бронзовом зале хозяин дома планировал проводить пышные приемы, обеды, театрализованные представления. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств. В оформлении стен Бронзового зала также использован разноцветный мрамор. Украшен зал картинами, выполненными в древнегреческом стиле.

  

 

Кроме основных парадных помещений особняка внимание заслуживают и другие помещения. Холл первого этажа украшен большим зеркалом во всю высоту стены. Помещение объединяло кабинет хозяйки, приёмную хозяина и столовую.

Столовая предназначалась для семейных обедов. Интерьеры создавались в тот период, когда главным архитектором особняка был М.Г.Месмахер. Для отделки интерьеров Месмахер использовал привезённые из Испании декоративные панно XVII века из кожи. Эта выделка отличалась высоким качеством, кожа не подвергалась гниению. Рисунок наносился на кожу тонированным серебром. Панно были реставрированы в 1985-1990 годах ленинградскими мастерами по испанской технологии. Столовая украшена фигурной люстрой на 10 рожков, также являющейся шедевром.

 

Хозяева бережно относились к столовой и не позволяли гостям в ней курить. Но чтобы сделать пребывание курильщиков в доме комфортным, рядом со столовой была оборудована специальная курительная комната. Её внутреннее убранство было восстановлено при реставрации в 1989 году, а предназначение изменилось значительно раньше. В 30-е годы здесь был оборудован буфет.

 

Над дверьми вновь появились картины-медальоны в живописном обрамлении:

В 1934 году в здание переезжает созданный за два года до этого Ленинградский союз архитекторов – общественная организация, объединяющая зодчих нашего города. Среди первых членов Союза значились А.Гегелло, И.Явейн, Н.Троцкий, внёсшие громадный вклад в развитие нашего города. В Союз архитекторов в этот период входил Казимир Малевич, больше известный по своему «Квадрату».

Александр Иванович Гегелло, в частности, известен в нашем городе как создатель ансамбля Тракторной улицы – одного из выдающихся памятников конструктивизма, а также ряда дворцов культуры – имени Горького, Газа, Выборгского района. В 1937 – 1950 годах А.И.Гегелло возглавлял Ленинградский филиал Академии архитектуры СССР.

Выдающийся архитектор в области железнодорожного транспорта Игорь Георгиевич Явейн известен за пределами Ленинграда. По его проектам было построено свыше ста вокзалов на территории Советского Союза. В 1929 году он составил проект вокзала Ленинград-Центральный – одно из красивейших сооружений того периода. К сожалению, этот проект не был реализован. В послевоенное время он занимался восстановлением разрушенной войной транспортной инфраструктуры. По его проектам были построены величественные вокзальные комплексы в Курске и Новгороде.

Ещё одним корифеем конструктивизма был архитектор Ной Абрамович Троцкий - пожалуй, самый известный архитектор межвоенного периода. В Ленинграде он построил дворец культуры Василеостровского района, здание Кировского райсовета, а также мясокомбинат имени С.М.Кирова. Он также являлся автором проекта жилых домов на Московском проспекте и проспекте Стачек. Логическим завершением Московского проспекта явилось построенное перед Великой Отечественной войной триумфальное здание Дома Советов.

В настоящее время Дом архитекторов используется для встреч петербургских зодчих с общественностью. Здесь обсуждаются значимые для города проекты.