Петербургский дом учёных

Петербургский Дом учёных является старейшим в нашей стране клубом научной интеллигенции. Он был открыт в январе 1920 года по решению Петроградского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Здание для Дома учёных было выбрано не случайно. Дворец близкого родственника бывшего императора Николая II дяди Владимира Александровича являлся средоточием научной и культурной жизни российской столицы.

Само здание Дома учёных было построено в период с 1867 по 1872 годы. Архитектор А.И.Резанов выполнил его фасад в стиле венецианского палаццо эпохи Ренессанса. Цокольный этаж он отделал гранитом, обработанным крупной рустовкой. Правда, в отличие от прототипов, рустовка была выполнена в штукатурке. Верхняя часть стены на третьем этаже украшена лепными изображениями 14-ти львиных головок, вмонтированных в круглые медальоны. На фасаде также были размещены гербы царств и княжеств, входящих в состав Российской империи.

Строгий арочный подъезд-портик  выдвинут в сторону улицы и занимает всю ширину тротуара. Он облицован бременским песчаником и украшен грифонами, гербами и чугунными фонарями. Над зубчатым карнизом портика расположен резной парапет балкона.

При строительстве Резанов использовал частично фундамент и стены прежних построек, в частности, здания французского посольства. Участник отделки интерьеров дворца архитектор В.А.Шретер говорил, что «дешевле, прочнее и честнее, можно смело утверждать, редко строили в России».

Дворец великого князя Владимира Александровича был оснащён по самому последнему слову тогдашней техники. Он имел лифт, канализацию, водяное отопление водопровод, телефон, а также вентиляцию с увлажнением и подогревом воздуха. Даже среди особняков богатейших людей столицы это был редкий набор. Между уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, посредством которой можно было вести переговоры.

Всего во дворце и подсобных корпусах насчитывалось 365 помещений; комплекс располагал конюшней на 36 лошадей.

Дворец явился свадебным подарком на бракосочетание в 1874 году великого князя с принцессой Мекленбург-Шверинской, получившей в России имя Марии Павловны.

Следуя моде на эклектику (разновидностью которой являлся венецианский стиль), Резанов оформил парадные помещения дворца в разных стилях, стремясь сделать его не только нарядным, но и максимально удобным для проживания.

Малиновая гостиная - приёмное помещение хозяйки дворца великой княгини Марии Павловны, оформлено в стиле итальянского ренессанса.  Красные, с рисунком, тканевые обои воздают немного мрачноватый вид, однако он компенсируется оформлением зала. Одним из наиболее ценных экспонатов является камин, который был изготовлен в XVI веке в Нюрнберге. Прямо над камином расположено зеркало примерно того же исторического периода. Кессонированый потолок богато украшен резьбой.

Золотая гостиная была выполнена в стиле Людовика XVI. Своё название она получила по обоям и мебели золотистого цвета, что подчёркивало парадность и торжественность этого помещения.

 

 

Рядом с золотой гостиной был расположен кабинет Марии Павловны. Она активно занималась благотворительной деятельностью. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов и первой мировой войны 1914-1917 годов она на свои средства сформировала санитарные поезда. На стенах кабинета висели портреты детей четы, однако до нашего времени они не сохранились.

Наиболее оригинальным помещением дворца является «шкатулка» - небольшой зал, примыкающий к кабинету Марии Павловны. Всё его пространство – стены, потолок расписаны яркими, сочными красками по лепнине. Помещение выполнено в мавританском стиле и часть росписей выполнена на арабском языке. В художественных завитках, которыми так богата восточная отделка, не сразу угадываешь надпись вязью «Нет бога кроме аллаха». Однако, чтобы не упрекнуть хозяев в поклонении перед мусульманством, на другой стене вырисована надпись «С нами бог», но уже древнерусским письмом.

В этом помещении экскурсоводы обращают внимание посетителей на оригинальные пуховые табуретки. Их особенность заключается в том, что мягкое сидение надето на железный ящик, в который укладывались горячие угли. Так можно было комфортно сидеть даже в сильные морозы. Кабинет хранил и ещё один секрет: в углу под обоями была спрятана потайная дверь.

 

 

Однако хозяйка дворца больше всего любила не эти хитрости, а портрет своей дочери Елены, который также висел в зале-«шкатулке». По изображённому животному портрет получил название «Девушка с обезьянкой». Он был выполнен так реалистично и обворожительно, что Владимир Александрович в дальнейшем шутливо стал называть дочь «моя обезьянка».

Спальня Марии Павловны выполнена в бежево-зелёных тонах. За прошедшую сотню лет это помещение понесло большие утраты. Сейчас от старой мебели фактически там осталось только два бельевых шкафа.

 

Большие утраты понесла и сама владелица этого дворца. Великая Октябрьская социалистическая революция застала её в Кисловодске. В Петроград ей возвращаться было опасно, и она эмигрировала за границу. С собой она смогла вывезти большую тиару, которую была вынуждена продать, чтобы иметь средства на существование. Покупательница тиары, английская королева Елизавета II в течении длительного времени носила её, а в дальнейшем её носила небезызвестная супруга принца Чарльза Диана.

В начале ХХ века на месте приёмной великой княгини был устроен Зимний сад. Он был украшен мебелью из резного дуба, а также зеркалом XVI века – подарком шведского короля. Украшениями также служили и копии известных скульптур, в числе которых и самого известного – «Нестор-летописец».

Великолепная парадная лестница из каррарского мрамора была создана выдающимся архитектором М.Месмахером в 80-е – 90-е годы. Она украшена позолоченными торшерами и аркой с вензелем наверху.

 

 

Лестница вела в главные помещения дворца, одним из шедевров которых был парадный зал. Он был выполнен в стиле Людовика XV. Зал поражал обилием золотых украшений, а также больших зеркал. Украшением зала было также большое панно «Триумф Венеры». Богатой золотой отделкой был оформлен также потолок. В парадном зале устраивались костюмированные балы. Позднее, в советские времена, он приспосабливается для проведения собраний и там была устроена сцена.

 

В 1883 году здесь был устроен один из самых грандиозных костюмированных балов Петербурга. Он отличался особым блеском и большим разнообразием русских исторических костюмов, в которых были одеты приглашённые.

Рядом был построен обеденный дубовый зал. Это соседство не случайно: танцы завершались обедами. Своё название он получил из-за обилия деревянных (на вид) изделий. Однако внешний вид зала обманчив. На самом деле он покрыт не резьбой по дереву, а лепниной. Лепнина выполнена настолько искусно, что сохранена даже структура дерева. Пилоны зала украшены грифонами, двухглавыми орлами. Одним из главных украшений зала являлись оригинальные кружевные люстры из красной меди. Но больше всего дубовый зал славился полотнами Верещагина, написанными на тему русской истории. Полотно «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» подчёркивало не только имя владельца дворца, но и его хлебосольство.

 

 

 

Золотая лестница вела в Новую столовую. Она была украшена самым большим зеркалом, украшенным сверху вензелем. Вход был оформлен в виде ворот. В столовой был устроен специальный электроподъёмник для подачи блюд из кухни.

 

 

Дворец обладал одной из самых обширных библиотек в Санкт-Петербурге: великий князь очень любил книги и специально покупал многие экземпляры. К моменту его смерти в 1909 году во дворце находилось свыше 18 тысяч книг. После Великой Октябрьской социалистической революции наиболее раритетные экземпляры были переданы на хранение в Эрмитаж. В настоящее время во дворце находится примерно сто экземпляров великокняжеской коллекции.

Во дворце часто устраивались музыкальные и литературные вечера. До 1917 года он являлся главным местом светской жизни Санкт-Петербурга. Его даже называли «Малым императорским двором». Во дворце выступали Шаляпин, Дягилев, Рахманинов.

Хозяин дворца – великий князь Владимир Александрович – являлся неоднозначной личностью. Он был довольно прогрессивным деятелем, меценатом. В 1876 году возглавил Академию художеств, покровительствовал многим деятелям искусств, собрал ценную коллекцию живописи. Во дворце хранились картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Н. И. Крамского, Ф. А. Васильева, К. Е. Маковского, И. К. Айвазовского и других русских художников - всего более 60 полотен.

С другой стороны, он не мог не быть ярым монархистом. Именно он 9 января 1905 года отдал приказ о расстреле мирной демонстрации рабочих, шествовавших с петицией к Зимнему дворцу. Именно на нём лежит ответственность за кровь десятков людей, ставших жертвами императорского самодержавия. И именно по этой причине на него было совершено несколько покушений.

В мае 1917 года во дворце стал располагаться Комитет по делам военнопленных Российского общества Красного Креста. Чуть позже туда переехал эвакуационный отдел Главного управления Генерального штаба.

В 1920 году дворец стал называться Домом учёных. Здесь было устроено общежитие с целым комплексом культурно-бытовых учреждений: библиотека, амбулатория, баня, прачечная, клуб. В общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам. Некоторое время тут же работал завхозом Адольф Родэ –владелец известного в дореволюционном Петербурге кафешантана «Вилла Родэ». Сохранив частично свои богатства, он помогал петроградским учёным в трудное революционное время.