Возвращение дирижаблей

Неповоротливые, крупногабаритные и опасные в пожарном отношении дирижабли в первой половине XX века были практически списаны из авиации. Казалось, что эра дирижаблей завершилась. Но начало XXI века показало прямо противоположное. Наше время можно назвать ренессансом дирижаблестроения. В нескольких странах, прежде всего в США, Франции, Германии ведутся разработки новых конструкций этих воздухоплавательных аппаратов. Современные дирижабли будут лишены многих недостатков прошедшего века и будут обладать современными способами управления. 

Не осталась в стороне от новых веяний и Россия. На авиакосмическом салоне МАКС-2005 компания «Авгур» представила дирижабль Ау-12М с рабочей высотой 1500 метров, временем пребывания в воздухе до 6 часов и дальностью полёта до 350 километров. 

Но это только опытно-тренировочный образец. В перспективных разработках находятся дирижабли «Беркут» с рабочим потолком 20.000 метров и автономностью в 6 месяцев. Этот дирижабль будет беспилотным с полностью компьютеризированным управлением. Он рассматривается как телекоммуникационная платформа с площадью покрытия до 500 тыс. кв. км. Такие дирижабли могут применяться для патрулирования автодорог, контролем за соблюдением правопорядка и т.п. Одной из главных задач для дирижаблей в России будет доставка крупногабаритных и тяжеловесных грузов в регионы, где отсутствуют требуемые дороги или аэродромы. 

Российские дирижабли строятся на основе современных концепций: полёт без расходования подъёмного газа, возможность взлёта и посадки как вертикально, так и с коротким разбегом, использование современного бортового оборудования и материалов. 

Компания «Авгур» рассчитывает на использование своей техники в отдалённых районах. Сейчас проводятся переговоры с администрацией Якутского региона. Сфера применения дирижаблей там от геологоразведки до мониторинга огромных территорий. Сейчас эта деятельность осуществляется вертолётами, но дирижабли обладают значительными преимуществами по сравнению с этой техникой. Дирижабль сжигает в 20 раз меньше горючего, он не создаёт помех при работе контрольно-измерительных приборов. Кроме того, радиус действия вертолёта примерно 150-200 км, что на порядок меньше радиуса действия дирижабля. 

Уже сейчас две российские фирмы используют дирижабли для решения производственных задач. 

В перспективе у компании «Авгур» создание дирижабля «Атлант», который сможет оправдать своё имя. Он будет поднимать до 250 тонн груза и перевозить его на расстояние до 5000 километров. Он сможет осуществлять взлёт-посадку с любой поверхности, в том числе и с воды. 
Неоценимым будет использование дирижаблей и в военном деле. Они могут использоваться для радиолокационного наблюдения и ПВО, доставки десантных подразделений и создания аэромобильных пунктов управления.

Не случайно о принятии дирижаблей на вооружение всё активнее заявляют в Пентагоне. 

По сравнению с заокеанской, наша разработка имеет большие преимущества. «Атлант» менее капризен, ему не требуется инфраструктура для обслуживания и швартовки; путём создания активной балластировки в России решена классическая проблема всех дирижаблей – резкое поднятие аппарата после разгрузки. 

Отличием современных дирижаблей от предшествующих поколений являются и применяемые материалы. Корпус состоит из многослойной композитной ткани, а оболочка изготавливается из современных композитных материалов. Это делает аппарат незаметным для систем ПВО. Он прозрачен для радиоволн и не излучает тепла. 

В компании «Росаэросистемы» разрабатывается ещё один интересный проект: геостационарный стратосферный дирижабль «Беркут». В основе идеи – свойства атмосферы. На высоте 20-22 км в стратосфере дуют ветра постоянные по направлению. В таких условиях легко с помощью двигателей зафиксировать аппарат в одной точке относительно земной поверхности. Дирижабль имеет преимущества по сравнению с геостационарным спутником: вывод на орбиту существенно дешевле; при неполадках в работе, в отличие от спутника, дирижабль можно будет опустить на землю и устранить неисправность и, кроме того, дирижабль – это экологически чистый аппарат, который будет работать за счёт солнечной энергии.