Игорь Рюрикович

 

Игорь Рюрикович

Сын Рюрика [1]. Дата его рождения весьма дискуссионна. По официальной версии, он родился в 878 году. Однако в различных источниках упоминаются даты 861, 865, 875 годы.

Первый древнерусский князь, известный не только по русским летописям, но также по византийским и западным источникам. Момент начала княжения Игоря выглядит спорным. С одной стороны, его предшественник Олег Вещий, второй древнерусский князь, умер в 912 году, с другой, в русско-византийском договоре 911 года он уже назван Великим князем. Возможно, здесь напутана хронология. К этому времени в единое протогосударство вошли почти все восточно-славянские племена.

В соответствии с принятой датировкой, едва вступив на трон, Игорь отправился в поход в прикаспийские земли. Он договорился с хазарами, через земли которых следовало пройти, что отдаст им половину добычи. В походе Игорь захватил огромную добычу, но на обратном пути хазары обманули его: они не довольствовались половиной, а решили забрать всё. В трёхдневном бою войско Игоря было разбито.

С конца IX века на обширных степных просторах стали появляться печенеги. Они были храбрыми воинами, отличными наездниками. Своей свирепой жестокостью они нагоняли страх на всех соседей. Пользуясь своим умением стремительно появляться и внезапно исчезать, они совершали опустошительные набеги на русские земли. Греки платили печенегам золото, чтобы те отвлекали русское войско. Русичи также стремились сохранять дружественные отношения, так как те занимали днепровские пороги.

Вскоре после начала княжения Игоря печенеги совершили очередной набег на Киев. Однако князь выставил такое большое войско, что они не решились воевать. Был подписан мир, который продолжался примерно пять лет. Однако в 920 году Игорь совершил очередной поход против печенегов. К сожалению, в источниках ничего не говорится о причинах этого похода и его результатах.

Игорь расширил торговлю Руси с европейскими государствами. Известно, что в 935 году русские воины и купцы вместе с греческим флотом ходили в Италию.

Очередной известие об Игоре Рюриковиче появляется под 941 годом. Тогда он собрал большое войско и двинулся морским путём на Византию. В бою русский флот был частично уничтожен византийцами с помощью «греческого огня». Огонь в руках греков казался русичам небесными молниями; ужас охватил их, многие утонули или сгорели заживо. Об этом событии русский летописец говорит так: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». Это не помешало русичам высадиться на византийской территории и совершить ряд набегов. Однако ещё несколько поражений от армии противника заставили Игоря отступить.

В 944 либо в 943 году Игорь Рюрикович совершил ещё один поход на Византию. Предупреждённые об этом, византийцы собрали богатую дань и двинулись навстречу русским. Игорь, удовлетворённый данью, а также под угрозой нападения печенегов, повернул назад. Для подтверждения договора греки направили послов в Киев, где «люди» русские торжественно клялись соблюдать его.

Историки не имеют точного представления об этом процессе. Спорят о том. Кем являлись киевские «люди». В.И.Сергеевич считал, что под этим термином понимались самые широкие народные массы[1]. Однако позднее историки стали сомневаться в том, что договоры такого уровня «ратифицировались» всем обществом. Учёные стали считать, что под словом «люди» в данном контексте следует понимать лиц, которые в той или иной мере были приближены к князю.

Примерно в этот же период русская дружина совершила поход на Кавказ. Главной целью был город Бердаа, расположенный на притоке Куры. Русичи легко разбили местное войско, захватили город, но грабить его не стали. Они заявили, что гарантируют безопасность, если жители будут им подчиняться. Однако сочувствие они нашли только среди знати. Бедняки отказали пойти на сотрудничество с чужеземцами. Тем временем захваченный город окружила армия дейлемского правителя Азербайджана Марбузана ибн Мухаммеда. Чтобы подавить волнение горожан, русичи предложили уйти всем желающим. По истечении срока русичи убили всех тех кто не ушёл и кто не смог выкупить свои жизни. Из-за эпидемии и высокой смертности захватчики вынуждены были уйти. Они захватили всю добычу и оставшихся женщин. Город остался совершенно безлюдным и опустошённым.

В некоторых источниках считается, что Игорь женился в 903 году на 13-летней Ольге. Однако если считать, что его сын Святослав родился в 942 году, то дата выглядит очень спорно. Историк В.Н.Татищев считает, что жена Игоря происходила из рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Игорь переименовал её в Ольгу.

Известно, что Ольга родилась в районе Пскова, но её национальность достоверно не установлена. Её называют как варяжкой, так и славянкой. В пользу первой версии говорит её имя (по-скандинавски Helga). Современные интернет-данные указывают Ольгу как дочь Вещего Олега – второго правителя Древнерусского государства и соратника Рюрика. Мать Ольги иногда указывается как Ефанда, дочь Рюрика, однако большинством исследователей это мнение отрицается; считается, что у Рюрика не было дочерей. Некоторые источники считают происхождение Ольги из небогатой славянской семьи. Игорь, якобы, охотился в псковских лесах, и встретил девушку необыкновенно красивую и умную. Поскольку тогда ещё можно было князьям выбирать жену не считаясь с её происхождением, он и взял Ольгу. 

Игорь и Ольга родили одного сына Святослава (сайт geneall.net приводит имя ещё одного сына – Глеба). У Игоря было несколько жён, но Ольга являлась самой любимой. В некоторых источниках указывается, что у Игоря были ещё дети, но не занимая княжеского стола, они не попали в поле зрения летописца.

Некоторое сомнение вызывает тот факт, что Святослав родился, когда Игорю было никак не меньше шестидесяти четырёх лет и когда браку Игоря и Ольги было почти сорок лет. Невозможно представить, чтобы Игорь почти всю свою жизнь сохранял девственность, или что у него рождались только девочки. Можно лишь предположить, что дети, которые родились у Игоря ранее, умерли ещё при жизни князя. Однако можно предположить, что в эпизоде отношений Игоря и Ольги напутана хронология.

«Повесть временных лет» описывает смерть Игоря так. В 945 году Игорь отправился в очередной поход на древлян для сбора дани. Уже на обратном пути он посчитал, что дани собрано мало, и повернул назад. Возмутившись, древляне собрали войско и захватили в плен Игоря. После этого его привязали к верхушкам деревьев и разорвали надвое. Однако в «Истории» византийского писателя Льва Диакона говорится о том, что русский князь погиб в походе на германские племена. Возможно, здесь произошла ошибка, и древляне были неправильно названы германцами.

При Игоре происходит усиление центральной киевской власти. Отражение этого процесса можно найти в письменных договорах Русского государства с Византийской империей. Если договора князя Олега заключаются от имени «великого» князя киевского и «великих», «светлых» князей, «под Олегом сущих», то в договоре Игоря 944 года в качестве «великого» фигурирует только киевский князь. Остальные именуются просто «князья»[2].

По мнению историка А.А.Зимина, при Игоре начинают появляться княжеские законы.[3] Общинное право ещё сохраняло своё значение как базисная форма права. Княжеские законы возникали на основе отдельных казусов и лишь дополняли существующее право.

Игорь Рюрикович придерживался политики веротерпимости, не мешал своим людям принимать христианство или исповедовать иные религии. В его время на Руси появилась новая славянская азбука, составленная Кириллом и Мефодием. С помощью этой азбуки на были переведены с греческого Библия, Евангелие и некоторые другие церковные книги.



[1] Сергеевич В.И. Русские юридические древности. СПб, 1900, т.2, стр.33

[2] Фроянов И.Я. Начала русской истории, стр. 504

[3] Зимин А.А. Феодальная государственность и Русская правда. Стр.234