Рюрик

Р Ю Р И К

Легендарный основатель династии Рюриковичей. Современная наука не располагает точными данными о происхождении его. Официальной считается версия, что он является викингом (шведом). По приглашению суперплеменного союза, куда входили ильменские словене, кривичи, весь и чудь, возглавил это объединение. Данное событие произошло в 862 году, что и является началом правления на Руси династии Рюриковичей. Рюрик пришёл вместе со своим родом, который ряд историков называет русью. Впрочем, другие с ними не соглашаются: по их мнению, русь - это иное название племени полян, обитавших в Поднепровье в районе Киева. В летописях указывается, что, помимо Рюрика, род возглавляли два его младших брата - Синеус и Трувор. Синеуса Рюрик отправил княжить в Белоозеро, а Трувора - в Изборск.

На роль Рюрика претендуют несколько вождей скандинавских племён. Один из них - Рорик Ютландский из династии Скёльдунов. Однако ряд учёных с этой версией не согласен, поскольку вся его деятельность связана с Фрисландией и Данией. Другой кандидат - Эйрик Эмундарсон, конунг шведской Уппсалы. В сагах про него говорится, что он умер в 882 году "в покорении восточных земель".

Однако эта версия является не единственной. Ряд исследователей считает, что Рюрик был славянином по происхождению – представителем одного из западно-славянских племён (ободритов, поморян и т.п.). Эта версия связывает термин "варяги" со славянским прибалтийским племенем вагров. Михаил Васильевич Ломоносов выводил варягов из пруссов и считал славянское происхождение Рюрика непреложным фактом.

В соответствии с финской теорией, русь есть славянское произношение финского слова ruotsi - шведы. Как полагают, финны так называли всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Несмотря на большое количество версий, можно точно утверждать, что к восточным славянам – предкам русских, украинцев и белорусов, Рюрик не имел никакого отношения.

В соответствии с классической версией, вошедшей сейчас во все популярные книги по началам Древнерусского государства, племена ильменских словен, кривичей, чуди были настолько изнурены взаимными войнами за господство в суперсоюзе, что решили призвать правителей со стороны. Их выбор пал на варяжское племя русь, которое и возглавило данный суперсоюз. Вождь этого племени Рюрик осел в "столице" суперсоюза - Ладоге или Новгороде (разные летописи указывают разные города), а младших братьев отправил в зависимые от "столицы" города (по тогдашней терминологии - "пригороды").

Русские учёные XVIII - XIX веков относились с полным доверием к этому летописному преданию. Однако, постепенно это доверие утрачивалось. Основания для этого были весьма серьёзные. Летописи составлялись уже в XI - XII веках, то есть спустя несколько сотен лет после произошедших событий. Десять примерно поколений не могли пронести в устной форме историю призвания варягов без искажений, изменений и дополнений. Многие события, связанные с варягами, известны только по русским летописям, хотя должны были остаться и в западных хроникам. Летописи по-разному трактуют одни и те же события. Как уже говорилось, местопребыванием Рюрика указывается и Ладога, и Новгород. В одних летописях упоминаются Синеус и Трувор, в других они не упоминаются. Историк Н.И.Костомаров ещё в 1860 году говорил, что ряд терминов, слов и выражений, используемых в летописях, на самом деле применялись в XI-XII веках, но никак не в середине IX века. Историки знают, что летописи зачастую сознательно искажались с целью доказать право того или иного князя властвовать в данном княжестве. А.А.Шахматов в начале ХХ века доказал, что рассказ о призвании варягов - это поздняя вставка, искусственно соединившая несколько северорусских преданий.

Что же произошло на самом деле? Мы не можем сейчас однозначно сказать как развивались процессы установления господства Рюрика и Рюриковичей над восточно-славянскими племенами во второй половине IX века. Каждый из крупных учёных, исследовавших эту проблему, имеет своё собственное мнение. Сходятся они лишь в одном: варяги установили господство над ильменскими словенами и союзными племенами, а дальше стали распространять свою власть и по другим восточно-славянским племенам.

Но как варяги оказались на берегах Волхова?

По одной из версий, варягов пригласил правитель словен (называется даже его имя - князь Вадим) для помощи в борьбе со своими противниками. Варяги помогли Вадиму, но почувствовали свою силу, жажду власти, и свергли самого Вадима, установив своё господство над словенами.

По другой версии, в ходе один из рядовых набегов варягов за добычей закончился установлением их власти над местными племенами. Последние, видимо, посчитали, что ежели варяги такие сильные, то пусть и оберегают их от других любителей пожить за чужой счёт. Возможно, дань, которую потребовали варяги, оказалась меньше, чем брали другие "нахлебники". 

Ряд историков считает, что легенда о призвании варягов была "присочинена" летописцем по требованию одного из великих киевских князей. Один из претендентов, занявший престол с согласия киевлян, потребовал подобную форму начала рюриковской династии для того, чтобы оправдать своё правление в глазах своих конкурентов - якобы как Рюрик стал главой "государства" с согласия жителей, так и он занял великий трон с согласия киевлян. А поскольку жители столицы играли значительную роль в киевском княжении, то эта запись сохранялась от одной летописи к другой.

По этой версии легенда о призвании Рюрика и его братьев была скомпилирована из разных преданий и рассказов, в которых историческая правда сочеталась с вымыслами. При этом считается, что часть исторической правды, всё-таки, в легенде присутствует.

Наличие большого количества версий о Рюрике проистекает из того, что информацию о нём можно почерпнуть практически только из летописей, а этот источник очень отрывочен и ненадёжен.

Помимо непосредственно легенды о призвании варягов, много споров возникает и по отдельным элементам самого летописания. Лишь часть историков признаёт достоверность наличия трёх братьев. Часть же считает, что имена "синеус" и "трувор" это неправильно воспринятые русскими варяжские слова "sine hus" и "thru varing" - "свой род" и "верная дружина". Дескать, русский человек, услышав из уст варяга эти термины, посчитал их именами братьев Рюрика.

В соответствии с ещё одной версией, Рюрик, Синеус и Трувор являлись князьями племён словен, кривичей и мери.

При исследовании легенды встаёт ещё один вопрос: куда пришёл княжить Рюрик? И здесь в источниках не наблюдается единства. По одним вариантам, Рюрик установил свою власть сразу в Новгороде. По другим - вначале стал править в Ладоге, а затем перебрался к истоку реки Волхов.

Касаясь этого вопроса, хотелось бы отметить, что археологически Новгород прослеживается только с конца IX века. Достоверно нельзя утверждать, что в 862 году Новгород уже существовал. Именно поэтому в настоящее время господствующей и является версия, что Рюрик вначале пришёл в Ладогу, которая появилась на берегах Волхова в середине VIII века. Однако он быстро понял, что руководить громадным племенным суперсоюзом из неё неудобно, поэтому перебрался на берега озера Ильмень, где и основал свою "ставку" - некий городок на месте известного сейчас Рюрикова городища. Через короткий промежуток времени неподалёку было основано торгово-промышленное поселение, которому было дано имя "Новый город".

Эта версия, однако, не исключает того, что археологи могут обнаружить на территории Новгорода предметы, говорящие о более древнем существовании города. 

Заслуга Рюрика заключается в том, что он объединил восточно-славянские племена словен и кривичей, а также финно-угорские весь и чудь в единое дофеодальное протогосударство, что послужило началом образования Древнерусского государства.

Имя его жены достоверно неизвестно; по Иоакимовской летописи она имел несколько жён, одна из них норвежская княжна Ефанда и является матерью Игоря.

К моменту смерти Рюрика существовало два древнерусских племенных суперсоюза: Северный под его руководством; и Южный, со столицей в Киеве, который, по мнению некоторых специалистов, возглавляли Аскольд и Дир.

Рюрик правил до 879 года и оставил после себя сына Игоря. Считается, что он умер "в кореле". На основании этой летописной формулировки иногда делается вывод, что он умер в крепости Корела (современный Приозерск Ленинградской области"). Но это, конечно же, не так. Крепости Корела тогда ещё не существовала. Формулировка "в кореле" говорит о том, что он умер на территории проживания племени корела; возможно, умер при попытках покорить это племя.

Как основатель династии, Рюрик привлекал внимание всех исследователей Древнерусского государства. О нём говорится во всех летописях и летописных источниках. Из историков советского периода больше всего следует обратить внимание на И.Я.Фроянова, который в книге "Мятежный Новгород" дал подробное описание "вокняжения" Рюрика в северорусской земле. Не обошёл вниманием Рюрика и В.В.Мавродин в книге "Образование Древнерусского государства". Рассматривал приход Рюрика на Русь и патриарх советской историографии Борис Дмитриевич Греков.

Изображений Рюрика не сохранилось; те, которые можно встретить в книгах и интернете, это фантазии современных историков.

http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:559 

http://geneall.net/it/name/315869/rurik-i-principe-di-novgorod/ 

http://fabpedigree.com/s044/f280325.htm  

http://izbornyk.org.ua/dynasty/dyn23.htm  п.1