Путь на сайте

Краткие сведения о структуре общества мапуче в XVI веке

 

 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА МАПУЧЕ В XVI ВЕКЕ

 К моменту прихода европейцев в Южную Америку в первой половине XVI века у мапуче было доклассовое общество, первобытно-общинный строй на стадии разложения на том этапе, когда еще не существовало рабства, и все мапуче считались свободными.

Одни историки называют ступень общественно-политического развития, которой достигли мапуче, «военной демократией»; другие убеждены, что понятие «военная демократия» по отношению к мапуче не приемлемо. Но мы не будем сейчас вести дискуссию вокруг этого понятия, а предложим вашему вниманию краткие сведения о структуре общества мапуче в XVI веке.

 В основе этой структуры находилась родовая община «лоф» («lof») во главе со старейшиной «лонко» (современное написание: «lonсo»; первоначальное произношение: «longko»; переводится как «голова», «глава»).

 В лоф входило несколько больших деревянных хижин «рýка» («ruca»; «ruka»). В каждой «рýка» жило несколько родственных семей. Главой дома был «инанлонко» («inanlonco»; «inanlongko») - член совета старейшин «лонкотун» («loncotun»; «longkotun»).

 Лонко не должен был принимать решения в одиночку. Все проблемы общины лоф обсуждали - в зависимости от их важности - лонкотун или собрание членов общины «трауын» («trawün»). За лонко было последнее слово. Он утверждал решение, учитывая мнение большинства.

Должности лонко и инанлонко могли передаваться по наследству, от отцов к сыновьям. Но если лонко не имел наследника, обладавшего качествами, необходимыми для исполнения этой общественной роли, то новый лонко выбирался из числа членов общины лоф.

 Обычно лонко были мужчинами, однако, известны случаи, когда и женщины становились лонко.

 Лонко пользовался огромным уважением мапуче, но подобная структура власти предполагала, что если бы он явно не справлялся со своими обязанностями, явно нарушал бы устный кодекс законов и традиций «адмапу» («azmapu»), то был бы отстранен от власти советом старейшин лонкотун и/или собранием трауын.

От четырех до восьми лоф образовывали племя «рэуэ» («rewe») численностью до 3000 человек.

 Во главе «рэуэ» стоял «Фута Лонко» («Futa Lonco», «Futcha Longko») - Большой или Великий Лонко.

 Этнографы, описавшие общественный строй других племен Северной и Южной Америки, употребляли также термин «фратрия». Например, у ирокезов в США и Канаде, у бороро в Бразилии племя делилось на две фратрии, а каждая фратрия - на несколько родов. Но о наличии или отсутствии фратрий в племенах мапуче в XVI веке и позже нам не известно.

 Племена объединялись в союзы племен «айарэуэ» («ayllarewe»). Это слово переводится как «9 рэуэ», но количество племен, вступавших в айарэуэ, было разным, до 50-ти. Айарэуэ возглавлял «Кыме Фута Лонко» («Küme Futcha Lonko») - «Мудрый Великий Лонко».

Высшей формой организации мапуче были «уиксанмапу» («wixan mapu») - конфедерации айарэуэ по территориальному признаку. По некоторым данным, в XVI веке существовало 5 уиксанмапу, соответствовавших пяти основным группам мапуче: пикунче (Los Picunche; Los Pikunche) , молуче или нгулуче (Los Moluche о Nguluche), пеуэнче (Los Pehuenche; Los Pewenche), лафкэнче (Los Lafquenche; Los Lafkenche), уильиче (Los Huilliche, Los Williche). Каждая из этих групп говорила на своем диалекте языка мапудунгун (Mapudungun). Позднее возникли новые группы в аргентинской пампе и северной Патагонии.

Вероятно, 5 уиксанмапу включали в себя в общей сложности около 50-ти айарэуэ.

Точную численность мапуче в XVI веке определить невозможно. Большинство исследователей называют приблизительные цифры в несколько сот тысяч.

В повседневной жизни контакты между племенами, состоявшими в союзах и конфедерациях, были редкими. Племена объединялись для совместного проведения некоторых религиозных ритуалов и во время войн против общих врагов.

 Военный вождь - «токи» («Toqui», «Toki») выбирался на период боевых действий. Им мог быть избран один из лонко, но версия некоторых историков о том, что токи выбирались исключительно из среды лонко, кажется неправдоподобной: ведь токи должен был обладать всеми качествами полководца: не только соответствующим складом ума и нервной системы, но и, прежде всего, физической силой. Среди вошедших в историю токи мапуче были люди разных возрастов, в том числе молодые, тогда как «хозяйственники» лонко обычно были если не стариками, то людьми средних лет с богатым жизненным опытом. О токи Лаутаро (Lautaro; Toki Leftraru) известно, что он был сыном лонко. А кто знает, из какой семьи происходил токи Пелантаро (Pelantaro; Pelontraru), возглавивший в 1598 году победоносное всенародное восстание против испанских колонизаторов?!. Неизвестны даже год его рождения и год его смерти. На картинах Пелантаро изображается юношей, а на единственном поставленном ему памятнике на его родине, в поселке Пурен (Puren),- молодым мужчиной.

Военную структуру мапуче укрепили и усложнили войны против испанских завоевателей, которые мапуче вели с 1537 года.

Испанские хронисты XVI века неоднократно упоминали «инантоки» («Inantoqui»; «Inantoki»), командовавших отрядами, на которые делилось войско токи.

Если в бою токи погибал, был ранен или взят в плен, один из инантоки был обязан немедленно заменить его. Считается, что это правило ввел токи Кауполикан (Caupolican; Kalfülincan) в 1557 году. 

Слово «Ньхидоль Токи» («Ñgidol Toqui»; «Ñgidol Toki»), встречающееся в источниках, повествующих об «арауканских войнах», переводится как «Верховный Токи» или «Главнокомандующий».

 

Юлия ЖЕЛЕЗНЯК

Sape